ЦКБА спустя год после 65-летнего юбилея, интервью с ген.директором ЗАО "НПФ "ЦКБА" - В.П.Дыдычкиным
Владимир Павлович, ЦКБА ровно год назад отметило 65-летний юбилей. Что нового произошло в деятельности ЦКБА за этот год? Сменились ли приоритеты? Что достигнуто?Год был очень напряженный. Это связано, прежде всего, с выполнением контракта на поставку большой партии шиберных задвижек для объектов ОАО «Транснефть». За короткое время нам удалось пройти полный цикл: от проектирования, изготовления и испытания опытных образцов до поставки серийной продукции. Раньше для постановки на производство такой арматуры потребовалось бы не менее трех лет. Получил дальнейшее развитие подписанный в юбилейные дни прошлого года Меморандум о намерениях создания совместного предприятия с французской фирмой «Vanatomе S.A.»
Сейчас начато освоение производства новой специальной арматуры совместно с Францией. В чем суть этого проекта? Это будет новый арматурный завод? Когда будет собрана первая атомная задвижка?В декабре прошлого года в Москве в ходе заседания российско-французской комиссии по вопросам двухстороннего сотрудничества во главе с премьер-министрами России и Франции В. В. Путиным и Ф.Фийоном состоялось подписание учредительного договора о создании совместного предприятия ЗАО «Ванатом СПб». В настоящее время решаются вопросы, связанные с организацией в Санкт-Петербурге завода по выпуску специальной высокотехнологичной трубопроводной арматуры для различных отраслей, но приоритет - для атомных станций - сильфонных клапанов, отсечных клапанов. Упор делается на изготовление шаровых кранов на высокие параметры. Предполагаемая степень локализации — до 100 %, причем изготавливаться арматура будет по конструкторской документации как фирмы «Vanatomе S.A.», так и НПФ «ЦКБА».
Может ли ЦКБА, как производитель арматуры, конкурировать на рынке с такими арматурными заводами, как Алексин, Чехов, БАЗ? В целом создание новых производств на базе относительно «старых» инжиниринговых фирм типа ЦКБА, Конар, ЦКТИА, Союз-01, Руст-95 и др. — это нормально? В Европе не слышно, чтобы проектная организация вдруг стала арматурным заводом. Ваш комментарий?В Европе, да и не только в Европе, любая серьезная арматурная фирма имеет полный цикл, включающий в себя проектирование и производство арматуры, защищенной принадлежащими фирме патентами, know how. Также и все крупные отечественные арматурные предприятия имеют собственные конструкторские подразделения и работают, как правило, по собственной технической документации. Так что, расширение поля деятельности нашей фирмы, в части организации производства арматуры по собственной документации, ничего необычного не представляет. В то же время, мы считаем, что по сравнению с другими заводами мы имеем серьезное преимущество, так как располагаем возможностью проведения ОКР, опираясь на научно-исследовательскую составляющую нашей фирмы.
Хочу подчеркнуть, что не было случая, чтобы мы отказали в оказании помощи любому арматурному предприятию, связанной с проведением научно-исследовательской работы, проведением экспертизы и др. Поэтому мы не рассматриваем арматурные заводы только как конкурентов. Рынок велик, и место на нем хватит всем, кто делает качественную арматуру.
Сроки ввода ВСТО сдвинули на год из-за шиберных задвижек, поставленных заводом DKG (Венгрия). Кто будет это все разгребать? Почему производство шиберов отдают венграм?
Рынок ТПА сошел с ума? Ваш комментарий.В поставке шиберных задвижек на ВСТО участвует не только венгерская кампания. А тендер они выиграли на значительную партию задвижек, потому что предложили наилучшую цену и предъявили всю необходимую разрешительную документацию. Уместно отметить, что созданная в ОАО «Транснефть» многоступенчатая система контроля качества арматуры на всех этапах ее производства не позволила допустить в эксплуатацию задвижки, не соответствующие основным нормативным документам.
Исторически ЦКБА было, по сути, единственной организацией, которая занималась НИР и ОКР в арматуре? Что сегодня с наукой? Нужна ли вообще арматурная наука? Востребованы ли сейчас ученые, кандидаты технических наук в ТПА на фоне катастроф из-за арматуры?Наука в арматуростроении развивалась, когда заказчики предъявляли принципиально новые требования к параметрам и условиям эксплуатации арматуры. Толчок к развитию новых
материалов, конструкций, комплектующих появлялся при освоении арматуры для обеспечения работы новых блоков атомных станций, повышенных параметров энергоблоков, новых видов военной техники. А при тиражировании проектов технологических установок (что дает определенный эффект при унификации) наука в том объеме, в котором она была лет 15 — 20 назад, не нужна. Тем не менее, мы продолжаем работать над совершенствованием проточных частей арматуры, внедрением керамических материалов для деталей затворов, над установлением норм неразрушающего контроля отливок ответственного назначения, в том числе для магистральных нефтепроводов и решением целого ряда других
проблем. К сожалению, главным препятствием в расширении научных работ является отсутствие полноценного финансирования со стороны заказчиков. На государство, которое в «добрые старые времена» не жалело денег на науку, сегодня рассчитывать не приходится. Поэтому мы изыскиваем средства из наших фондов.
Если прогнозировать развитие отрасли арматуростроения на ближайшие 4 - 5 лет, то какое место в структуре отрасли арматуростроения Вы отвели бы ЦКБА? Или второй вариант - отрасль разрушится, и ЦКБА станет одним из хозяйственных субъектов на рынке ТПА? Ваше видение ситуации.Исторически в нашей стране сложилось так, что изготовлением трубопроводной арматуры занималось несколько министерств и ведомств. Основные крупные арматурные заводы и головная проектная организация ЦКБА были в подчинении министерства химического и нефтяного машиностроения. В тепловой энергетике было несколько заводов, обеспечивающих арматурой свои котельные установки. Они подчинялись Минэнергомашу и Минтяжмашу. Судовая арматура изготавливалась на специализированных предприятиях Минсудпрома. Криогенная арматура тоже стояла особняком. В то же время существовало много так называемых «привлеченных» предприятий, для которых арматура была не основной продукцией. Такое разнообразие вертикальной подчиненности наложило отпечаток и на нормативную базу (до сих пор существуют отдельные стандарты на исполнительные устройства (регулирующие клапаны), разработанные для химии и нефтепереработки, фланцы судовой арматуры, отдельно от всей другой), и на вопросы кодирования по ОКП. А это означает разный подход к пошлинам и вопросам сертификации…Так что, проблемы сохранения отрасли не существует, ибо ее, по сути, нет. Но все-таки для предприятий, изготавливающих трубопроводную арматуру различного назначения, объединяющим началом являются комплекс национальных и межгосударственных стандартов, а также стандарты ЦКБА по различным аспектам проектирования, изготовления и испытания арматуры. В то же время, сегодня на законных основаниях можно работать
по любой системе стандартов в области арматуры - российской, европейской (EN), американской (ASME, ASTM, API), и я бы не сказал, что этот факт, также, как и создаваемая НПАА параллельная система «добровольных стандартов» ассоциации, способствует консолидации арматурных предприятий в единую отрасль арматуростроения.
Арматурные предприятия сегодня должны готовиться к вступлению в ВТО. Оно, по-видимому, уже не за горами. Нам представляется важным совместное участие отечественных изготовителей арматуры для обеспечения комплектных поставок по крупным инновационным проектам, финансируемым государством и регионами. Важнейшими, на мой взгляд, являются программа строительства атомных станций, нефтегазовый комплекс и реформа ЖКХ. Именно в жилищном комплексе можно реализовать новые проекты с каче-
ственно новой запорной и регулирующей арматурой, автоматизированными системами управления, обеспечивающими значительную экономию энергоресурсов.
Последний вопрос о том, что бы Вы хотели изменить в деятельности ЦКБА, что Вас более всего тревожит? Есть ли болевые точки? Что Вы будете делать в этот год до следующей нашей встречи на страницах журнала ТПА?Деятельность каждого предприятия определяется политикой на какой-то период. Принятый несколько лет назад документ полностью выполнен. ЦКБА сформировалось как серьезная инжиниринговая компания на арматурном рынке. Сегодня начинают определяться контуры нашей новой политики на ближайшие годы. При ее создании мы самым тщательным образом анализируем опыт предыдущих лет, ситуацию на рынке, оговариваем основную тематику перспективных НИОКР. Когда этот документ будет принят - мы готовы познакомить его основными положениями читателей Вашего журнала.
Чтобы Вы пожелали нашим читателям и Вашим коллегам на страницах журнала?ХОЧУ ПОЖЕЛАТЬ ВСЕМ АРМАТУРЩИКАМ УСПЕШНОЙ
РАБОТЫ В ЭТО НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ.
Источник: Журнал "Трубопровдная арматура и Оборудование"
Санкт-Петербург, июнь 2011 года