ООО «Фесто-РФ». Интервью с президентом А. Ю. Вититневым: «Для сокращения технологического отставания в России есть всё – люди, ресурсы и понимание остроты вопроса!»Уважаемые коллеги и друзья! Медиагруппа ARMTORG продолжает публикацию интереснейших интервью на нашем портале. И сегодня мы представим вашему вниманию ведущего мирового поставщика технологий автоматизации и лидера в области производственного обучения и образовательных программ – компанию Festo. Это особенная компания с передовыми технологиями, заслуживающая отдельного интереса. Она известна абсолютно всем как за рубежом, так и в России. Cотрудничество Festo c Россией началось в 1971 году, когда компания заключила с Министерством станкостроения СССР первый контракт на поставку оборудования для автоматизации. В 1988-1989 годах в Москве и Симферополе появились первые представительства Festo (в форме совместных предприятий). Позже компанией Festo было основано ООО «Фесто-РФ» с офисом в Москве, филиалами в Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Челябинске, Новосибирске и Иркутске и представительствами во всех регионах, что позволило организовать продажи и сервис практически в любой точке России.
В юбилейном 1 (50) номере журнала «Вестник арматуростроителя» медиагруппе ARMTORG посчастливилось взять эксклюзивное интервью у российского представителя крупного игрока на мировом рынке автоматизации, президента компании «Фесто-РФ» Вититнева Алексея Юрьевича.
В.А.: Здравствуйте, Алексей Юрьевич! Рады Вас приветствовать! Расскажите, пожалуйста, что же сегодня представляет собой российское представительство компании «Фесто-РФ», и каково это управлять компанией со столь передовыми технологиями?
А.Ю.: Здравствуйте. Российское представительство Festo – «Фесто-РФ» сегодня – это более 400 инженеров и рабочих. Мы стали центральным офисом для стран, входящих в Таможенный Союз, взяв на себя ответственность за развитие компании в Беларуси, Казахстане, Киргизии и Армении, а также в Узбекистане. Первое наше производство было открыто в Москве еще в 2004 году, но сейчас мы имеем основной производственный филиал в Симферополе. Так что «Фесто-РФ» – это производственная компания полного цикла. Почти половина продукции, поставляемой российским покупателям, разрабатывается и производится в России, а для некоторых отраслей, чувствительных к импортозамещению, уровень локализации составляет 100 %.
Наша специальность – автоматизация промышленного производства и непрерывных процессов. Поскольку этими словами часто называют всё – от поставки компьютеров до торговли запчастями, уточню, что мы управляем технологиями, связанными с перемещением, поворотом, захватом и зажимом объектов в автоматизированных системах, контролем и регулированием позиции, усилия и давления. Автоматизируем управление такими процессами, как перемешивание, дозирование, наполнение и сепарация. А также систем измерения, анализа и визуализации.
Изначально базовой технологией для создания систем управления Festo была пневматика, но последнее время стремительно развиваются такие продукты, как пневмо-гидравлика, электропривод, промышленное зрение и интеллектуальные системы.
Важным подразделением Festo стала Дидактика – департамент по обучению и переподготовке персонала. Мы имеем свою аудиторию во всех возрастных группах, начиная со школьников, которые только пытаются найти свой путь в жизни, которым мы показываем, «как это работает» и прививаем любовь к инженерному делу, и заканчивая уже опытными, взрослыми людьми, получившими образование ещё в прошлом веке, когда технологии были иными. Кстати, в 2019 году в Казани пройдет Мировой Чемпионат WorldSkills, получивший в России также название «Молодые профессионалы». «Фесто-РФ» гордится тем, что первые контакты WorldSkills International с Министерством Образования были организованы нами, и что именно мы являемся Международным техническим партнером этого движения. Нам крайне важно сократить технологическое отставание страны от ведущих держав, и для этого в России есть всё – люди, ресурсы и понимание остроты вопроса!
В.А.: Чем ознаменовался для Вас и компании 2018 год? Какие новинки, технологии, достижения Вы можете отметить?
А.Ю.: Это был удачный год. В России можно только расти, а потенциал автоматизации крайне далек от исчерпания. Из новинок, разработанных в России, могу назвать быстродействующий пневматический привод для крупной арматуры. Заказчик требовал уложиться по времени за 1 сек. Сделали 0,45 сек, и уложились в требуемый гистерезис. Теперь клиент считает, выдержит ли его арматура, или стоит все-таки немного притормозить. А ведь изначально задача казалась сложно решаемой. Но накопленные нами знания и освоенные технологии дали возможность сделать это в течение короткого времени.
Российские успехи в автоматизации непрерывных процессов вдохновили европейских коллег. Инженеры из Festo (Нидерланды) совместно с компанией Shell разработали электрический привод антипомпажного клапана, который был представлен на прошедшей в конце 2018 года в Германии выставке Valve World Expo. Характеристики оказались намного лучше классического решения на пневмоприводе, и по скорости срабатывания, и по регулированию. Сейчас заканчивается патентование принципа устройства.
Еще одна крайне интересная новинка – интеллектуальный терминал Festo. Снаружи он похож на обычный пневмоостров, который ставят в технологические шкафы управления, но это не так. Это уже цифровая пневматика, идущая в ногу со временем и отвечающая тенденциям Industry 4.0. Все устройства в терминале абсолютно идентичны, но вы можете конфигурировать их, просто загружая в каждое приложение из облака, как на вашем смартфоне, превращая их в регуляторы расхода или давления, меняя пневматическую схему каждого распределителя на любую известную вам, добавляя виртуальные дроссели для регулировки скорости или сделав его пропорциональным. При этом для решения прикладных задач вам не надо применять никаких расчетных таблиц. Необходимо, чтобы привод переместил неизвестную вам нагрузку, например, за 5 сек? Так и ставьте задачу! А терминал, проведя пару циклов самообучения, сам оценивает все параметры: трение, нагрузку, давление в системе и положение в пространстве, после чего перемещает привод за указанное вами время. Решение революционное, разработано и запатентовано Festo.
В.А.: Расскажите, что собой представляет автоматизация управления непрерывными процессами?
А.Ю.: Под автоматизацией управления непрерывными процессами мы понимаем управление технологией, использующей запорную и регулирующую трубопроводную арматуру. Опыт, накопленный нами при работе с промышленными предприятиями на протяжении многих десятков лет, позволяет профессионально подходить к вопросам управления арматурой. Наша сильная сторона – это комплексные поставки автоматизированной арматуры с технологией управления от пневматики и локальными системами сбора данных, которые легко интегрируются в действующие и вновь создаваемые системы АСУ ТП. Принятая стратегия ежегодно подтверждает правильность её выбора, а развитие локального производства и собственный инжиниринг позволяют быть гибкими и браться за самые, на первый взгляд, сложные проекты.
Одним из интересных проектов, где мы в полной мере смогли использовать накопленный опыт, задействовали локальное производство и затронули все уровни автоматизации стал проект Усольского Калийного Комбината. Мы разработали «с нуля» и изготовили следящие пневматические приводы линейного перемещения с гидравлической системой регулировки скорости и ручного дублирования, которые потом собрали с пережимными клапанами, и создали полевой уровень автоматизации в виде шкафов управления, которые полностью были интегрированы в общую систему предприятия.
В.А.: Отмечаете ли Вы, что потребители стали выбирать более качественную продукцию или же, наоборот, цена решает все? Дайте Ваш комментарий по этому поводу.
А.Ю.: Последние годы ценовые решения становятся все более популярными, что порой приводит к печальным результатам. Конкуренция – это жизненно необходимый для любой экономики механизм регулирования, но часто бывает так, что решения принимаются без учета основного показателя – стоимости владения, а на основе цены начальной инвестиции. Это крайне недальновидно, поскольку стоимость обслуживания и цена простоев подчас на порядки превышает мнимую экономию.
Ну и, разумеется, наш геополитический разворот к Азии имеет свою цену. Все более широким потоком к нам идет Китай. Хочу быть верно понятым, Festo – это глобальная компания, имеющая глобальные производства в десятках стран, в т. ч. в Азии. Но это не сказывается на качестве. Обеспечить более низкую себестоимость за счет стоимости только рабочей силы можно, но выгода крайне мала. А вот если вы применяете, например, литьё от поставщика, который не вкладывает ни копейки в очистку воды и выбросов, уничтожая всё вокруг себя, экономия будет уже весомой. Хотя решение, конечно, за вами.
В.А.: В последнее время очень много зарубежных компаний рассматривают рынок арматуростроения в России как перспективный для локализации в нашей стране своего производства. Компания Festo стремительно растет в процентном отношении именно по локализации на российском рынке. Поделитесь своим опытом, как Вам это удается?
А.Ю.: Для многих импортных производителей локализация – решение вынужденное. В арматуростроении нет массового поточного производства (за редким исключением). Вариативность конечного изделия и общий годовой объем выпуска не позволяют создать высоко автоматизированные и безлюдные технологии с применением роботов и машинного зрения для сокращения издержек, как это происходит, например, в автопроме. Поэтому экономика достигается созданием коротких, отработанных логистических цепочек поставки на заводы и концентрацией основного оборудования в одном месте. Это позволяет создавать всю паллету продукции без распыления сил и средств. Поэтому строить новое производство стоит только тогда, когда вы сможете его загрузить, и оно окупится. Российский рынок огромен, но он крайне конкурентный. Некоторые компании переносят в Россию производство наиболее востребованных видов продукции ради получения доступа к проектам, имеющим ограничения в рамках импортозамещения. К сожалению, часто осуществляются только незначительные сборочные операции, или окраска. Ни о каком «технологическом прорыве» речи не идет.
Нам повезло. Мы не переносили производство в Россию, мы начали его тут! Когда мы принимали это решение, готового продукта у материнской компании просто не было. Используя свой опыт в автоматизации и знания в технологии производства, мы разработали его «с нуля». Таким образом мы и стали примером того самого производства, о котором я говорил выше. У нас есть интеллектуальные и технологические ресурсы для производства и дальнейшего развития. Мы концентрируем свои силы здесь, а не переносим из Европы, пользуясь при этом накопленным опытом наших европейских коллег.
В.А.: Конец 2018 года в арматуростроительном мире ознаменовался увеличением сервисных продаж (обслуживания). Это та самая часть продукта, которая требуется ему практически на всех этапах жизненного цикла постпродажной поддержки. Что может получить заказчик от компании Festo, приобретая ту или иную продукцию, пользуясь технологиями и автоматизированным подходом в эксплуатации ваших пневматических и электромеханических приводов?
А.Ю.: У нас существует несколько автоматизированных инструментов выбора продукции для создания вашего конечного решения. В большинстве своём они нацелены на то, чтобы грамотно выбрать или сконфигурировать продукт для необходимых вам целей, обеспечив его необходимый расчетный ресурс, совершение необходимой технологической операции за требуемое время в описанных вами условиях и нагрузках. Иначе говоря, конечная задача – осуществление вами максимально грамотного выбора, чтобы в дальнейшем, по возможности, не возвращаться к этому. Самое главное, что вы сможете просто забыть об этом продукте Festo после его установки на технологическое оборудование. Он должен работать, не требуя обслуживания и сервиса. В этом мы и видим свое предназначение.
Разумеется, есть определенные случаи, когда без сервиса не обойтись. Мы к этому готовы, и для этого есть необходимые ресурсы. К счастью, пока они востребованы не значительно. Регионально мы располагаемся таким образом, чтобы в случае необходимости иметь доступ к любому из наших клиентов в течение 24 часов.
В.А.: Расскажите о планах завода на ближайшее будущее. Чего нам ожидать в 2019 году?
А.Ю.: Мы продолжаем развиваться. Осуществляем серийное производство следящих линейных пневмогидравлических приводов, поворотные приводы высокой скорости переключения, серийное производство самого большого пока типоразмера HD8 с крутящим моментом 250 000 Нм для управления тяжелой арматурой. Завод каждый год удваивает выпуск своей продукции, что называется «от достигнутого». Наша компания очень гибкая, мы всегда готовы к новым вызовам! Уверен, у наших клиентов всегда найдется новая интересная задача. Мы планируем больше работать на экспорт. Количество запросов растет в геометрической прогрессии.
В.А.: Благодарим Вас за то, что нашли в Вашем плотном графике время для нас. В заключение хотелось бы услышать Ваши пожелания как руководителя компании, которая не стоит на месте, стремительно развивается и задает темп практически во всей отрасли. Что Вы пожелаете читателям журнала, а также вашим партнерам и всем, кто использует продукцию Festo?
А.Ю.: Будьте здоровы, работайте с удовольствием и интересом, не переставайте учиться и узнавать новое, открывайте новые возможности и никогда не сдавайтесь. Используйте продукцию Festo! Это, кстати, пожелание и тем, кто пока этого не сделал. Ну а мы вас не разочаруем!
В.А.: Благодарим Вас за интересную беседу. Желаем Вам успехов и процветания Вашей компании, а также реализации всех задуманных проектов.Продукция, выпускаемая заводом:• пневматические приводы;
• сервопневматические системы позиционирования;
• электромеханические приводы;
• двигатели и контроллеры;
• захваты;
• система перемещения;
• вакуумная техника;
• распределители;
• пневмоострова;
• датчики;
• системы обработки изображений;
• подготовка сжатого воздуха;
• система пневматических фитингов;
• электрическая техника управления;
• технология управления и программное обеспечение;
• другое пневматическое оборудование;
• автоматизация процессов;
• готовые решения.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 1 (50) 2019