Свердловский вице-премьер Александр Высокинский занялся продвижением проекта «Уральское созвездие», который предполагает сотрудничество регионов УрФО и Пермского края. По задумке вице-премьера, работа «созвездия» должна быть сфокусирована на поставках оборудования для компаний нефтегазового сектора, которые работают в ХМАО и ЯНАО. Зачастую они закупают технику не в соседних субъектах РФ с развитым машиностроением, а за границей. В регионах идею сотрудничества регионов в целом поддерживают, но «Уральское созвездие» воспринимают скептически, напоминая про опыт корпорации «Урал промышленный – Урал полярный», эффективность которой вызывает большие сомнения.
«Это инвестиции у нас перед носом»
Как рассказал Znak.com вице-премьер свердловского правительства Александр Высокинский, «Уральское созвездие» было задумано как проект сотрудничества регионов Уральского федерального округа и Пермского края. «В ХМАО и ЯНАО активно развивается нефтегазодобывающая промышленность. При этом оборудование компании закупают в основном за границей, например, в Америке или в Канаде, хотя наши, уральские, предприятия в состоянии организовать поставки необходимой техники», – уверен Высокинский. По приблизительным оценкам, за последние несколько лет на закупку оборудования в северных регионах, на строительство порта, а также на заводы по сжижению газа было потрачено около 150 млрд рублей. «Это те инвестиции, которые у нас перед носом, но мы их не получаем. В Свердловской, в Челябинской областях, в Пермском крае есть предприятия, способные удовлетворить потребности северов в технике. У нас есть, например, «Уралхиммаш», «Уралмаш». А Курган может всех накормить, хотя и в Курганской области есть машиностроительные предприятия», – отмечает Высокинский.
Свердловский вице-премьер заверил, что проект «Уральское созвездие» будет принципиально отличаться от проекта «Урал промышленный – Урал полярный» (УП-УП), который также создавался для взаимодействия уральских регионов, но оказалась неэффективным. «Для начала мы займемся осмыслением вопроса сотрудничества регионов, разработаем план, перечень мероприятий, а создать оргструктуру и занять кабинеты мы всегда успеем», – отметил Высокинский. В случае с УП-УПом сначала была создана оргструктура, позволившая спокойно существовать сотням чиновников, и только затем началось обсуждение совместных проектов.
По словам Высокинского, совещание по поводу создания «Уральского созвездия» уже прошло на базе полпредства. В нем приняли участие представители всех регионов УрФО. Кроме того, проект был презентован на одном из совещаний в Минэкономразвития РФ. «Сейчас мы ждем обратной реакции, предложений от всех уральских регионов», – заключил Высокинский.
Курган: зерно и металл
В уральских регионах действительно есть предприятия, занимающиеся производством нефтегазового оборудования. В Кургане, например, это АК «Корвет». По словам его директора Анатолия Чернова, завод занимается импортозамещением еще с 90-х годов, когда его руководство решило пойти на приватизацию и поняло, что надо проводить конверсию. В апреле этого года в интервью Znak.com Чернов отмечал: «Практически 95% оборудования, которое мы сейчас выпускаем, раньше не производилось на территории России». Правда, в последние месяцы с предприятия приходят тревожные новости. Сначала стало известно, что за короткое время с завода уволили нескольких руководящих сотрудников, в том числе директора по производству. А в августе в УМВД России по Курганской области сообщили, что полиция возбудила уголовное дело по факту хищения изделий на заводе. По некоторым данным, подчиненные Чернова за его спиной создали свое производство и занимались сбытом неучтенной продукции.
За развитие межрегиональной кооперации от лица правительства региона высказался и первый заместитель директора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Сергей Горбачев, который пока не слышал о проекте «Уральское созвездие». «Это очень грамотная идея. Она где-то граничит с государственным планированием. Мы ее всячески поддерживаем», – заявил Горбачев. Он отметил, что Курганская область уже активно занимается развитием такой кооперации. Например, есть проект Курганского арматурного кластера, который входит в перечень импортозамещающих проектов УрФО и как раз ориентирован на эти цели. «Мы предлагаем в приоритетном порядке производить и, самое главное, покупать у нас то, в чем силен наш регион. Чтобы наши нефтегазовые регионы покупали не китайскую продукцию, а нашу, уральскую», – пояснил чиновник. В регионе уже построен центр испытания арматуры для нефтегазовых заказчиков, и это единственное предприятие такого класса в России.
Регион также предлагает коллегам проект в части кооперации по поставкам зерна, допустим, в Китай или на Ближний Восток. «Мы самый зернопроизводящий регион. Помимо Челябинской области, мы единственные, кто граничит с Казахстаном, где есть этот транзит. И мы предлагаем коллегам кооперироваться в так называемый зерновой хаб».
Сергей Горбачев не исключил, что кооперация может быть связана и с закупками металла для местных предприятий. «Сейчас наши предприятия берут металл, кто где может. Мы бы хотели с соседями скооперироваться в этом плане. У нас очень развито машиностроение. Нам было бы очень интересно наладить прямые поставки металла от соседей», – рассказал он.
Заместитель председателя Курганской областной думы, председатель комитета по экономической политике Евгений Кафеев признался Znak.com, что не слышал о проекте «Уральское созвездие», но в целом поддерживает идею кооперации регионов. «Я абсолютно согласен, что кооперация, особенно внутриокружная, или уральская, необходима. Мы часто сталкиваемся с тем, что какие-то товары везут даже не из-за рубежа, а из далеких регионов страны, хотя то же самое производится (или может производиться с минимальным переоснащением оборудования) здесь или в соседнем регионе», – подчеркнул он. С точки зрения координации, по мнению депутата, было бы правильно для всех министерств и департаментов в каждом регионе, чтобы коллеги обменивались информацией между собой. При этом речь идет не просто о каких-то ярмарках или выставках, а о более глубоком подходе к этому вопросу. По мнению Кафеева, было бы правильно иметь в наличии некую «карту партнеров» – информацию о том, что производят заводы в разных регионах, а также в чем они нуждаются. Кроме того, могли бы проводиться бизнес-выставки и встречи. Взаимодействовать, как отметил наш собеседник, должны даже не директора, а люди, которые конкретно занимаются производством.
В то же время Евгений Кафеев увидел две проблемы, которые могут возникнуть в рамках подобной работы. Во-первых, зампред облдумы отметил, что чиновники боятся перейти грань между здоровым лоббизмом интересов областных предприятий и коррупцией. Вероятно, поэтому пока кооперация остается только на уровне обсуждений. Кроме того, важно, чтобы все регионы и предприятия не начали изготавливать что-то одно и не возник переизбыток продукции, как это было при реализации проекта «Урал промышленный – Урал полярный», когда все бросились изготавливать рельсы. «Нужна разумная плановость», – считает он.
Челябинск: «УП-УП закончился ничем»
В Челябинской области к инициативе отнеслись настороженно. По словам главы комитета Заксобрания по экономической политике и предпринимательству Константина Захарова, который также руководит региональным отделением «Деловой России», можно только приветствовать любые действия, направленные на воссоздание исторически сложившейся кооперации предприятий в рамках уральского экономического макрорегиона. Если, конечно, они не приносят преимущественно негативный опыт, что можно сказать, в частности, о проекте «Урал промышленный – Урал полярный». «В основе также была прекрасная идея – загрузить индустрию Большого Урала и осуществить промышленное освоение уральского Севера. И у него тоже была мощная административная поддержка. На сегодня можно констатировать, что все закончилось ничем», – отметил депутат.
По его словам, у «Уральского созвездия» будет шанс состояться, если его инициаторы ответят на два вопроса. Первый: насколько адекватной и жизнеспособной будет структура управления этим кластером, не начнут ли регионы рано или поздно выяснять, кто из них донор, а кто – снимает все сливки? Но главное, какие аргументы найдут чиновники для бизнеса, который уже занимается освоением и импортозамещением номенклатуры изделий, востребованных в нефтегазовом секторе, устанавливает рабочие связи и, по сути, уже занимается тем, чем ему предлагают заняться? Почему бизнесу это вдруг должно показаться интересным?
Скепсис Константина Захарова частично подтвердило обращение за комментарием на промышленную группу «КОНАР» в Челябинске. В нее объединены проектно-производственные мощности для комплексного обеспечения предприятий нефтегазовой и нефтехимической промышленности. В индустриальном парке «Станкомаш» «КОНАР» организовал единый цикл производства изделий, связанных с импортозамещением – от выплавки стали нужного качества до готового продукта. Это детали и узлы трубопроводов, трубопроводной арматуры, опор для нефтепроводов, металлоконструкций повышенной сложности. Предприятие постоянно расширяет производство, осваивая все новые виды продукции. От комментариев по поводу инициативы Александра Высокинского здесь в среду воздержались.
Север расписывает роли
Власти ХМАО положительно относятся к новому проекту. «Мы поддерживаем “Уральское созвездие”. И на предложение о создании рабочей группы дали положительный ответ. Направили его в полпредство еще в июле. Нам, как и нашим соседям, безусловно, нравится идея экономическая интеграция субъектов. Ведь по сути речь идет о повышении качества уровня жизни населения на Урале. Более того, эта идея вписывается в федеральный закон о стратегическом планировании», – отметил заместитель губернатора ХМАО Павел Сидоров. По его словам, рабочая группа должна выработать механизм реализации данного проекта. «Понятно, что каждый регион УрФО имеет свою специализацию. В документе, который, возможно, будет в виде стратегии или концепции, должно быть четко прописано, у кого будет какая роль. Тут важно понимать, что этот проект глобальный, он предусматривает интеграцию не только в производственном секторе, но, например, и сельскохозяйственном. Принятые решения, скорее всего, придется учитывать в наших госпрограммах», – подытожил Сидоров.
Для Югры тема экономической интеграции с соседями не нова. Но как показывает практика, не всегда регионам удается договориться о взаимовыгодных
условиях сотрудничества. Например, Тюменская область долгое время предлагала югорскому правительству поставлять продукцию своих сельхозпроизводителей в местные магазины. Но при этом просила от Югры предусмотреть компенсацию аграриям транспортных расходов, так как из-за сложной логистики затраты на доставку продукции составляет существенную долю в бюджете предпринимателей. Но правительство это предложение не приняло. А вот власти Ямала согласились.
«Не могу прокомментировать проект «Уральское созвездие» – ничего о нем не слышали пока, задачи неизвестны, – сказала Znak.com пресс-секретарь губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина Наталья Хлопунова. – Но точно могу сказать, что с Курганской, Тюменской, Свердловской, Челябинской областями, Ханты-Мансийским автономным округом, многими другими регионами и не только УрФО (Крым, Севастополь, Ставрополье) мы плодотворно сотрудничаем на уровне реальных дел. По всем направлениям. В промышленности, АПК, культурных обменах, в социальной сфере, системах безопасности. И сегодня во всех крупных индустриальных проектах, которые осуществляются на Ямале, участвуют десятки уральских предприятий».
По словам Хлопуновой, только на комплексном проекте Сабетта (строительство порта и инфраструктуры) задействовано более 500 предприятий из 55 регионов России, в том числе с Урала. Более 60 тыс. рабочих мест задействовано для реализации проектов в Арктике. Например, инновационные буровые установки «Арктика», созданные «Уралмашем», сейчас бурят скважины на Южно-Тамбейском месторождении, которое является ресурсной базой предприятия «Ямал СПГ». «Курганстальмост» стал основным поставщиком мостовых стальных конструкций для стратегического моста через Надым. Именно с индустриального Урала на Ямал идет основной поток щебня, песка, металла. Эта принципиальная позиция губернатора округа Дмитрия Кобылкина. По пути импортозамещения идут и компании ТЭК. Исключение, пожалуй, составляет только то оборудование, которое пока не производят в России.
Также уральские регионы активно участвуют в политике обеспечения продовольственной безопасности арктического региона. В прошлом году на Ямале прошло больше сотни продовольственных ярмарок, в которых приняли участие производители сельхозпродукции из Тюмени, Кургана, Ставрополья, других регионов. Активно идет работа в отрасли жилищного строительства. Непосредственное участие в этом принимает Тюменская область. Глава Ямала постоянно подчеркивает, что чем быстрее будут разворачиваться инфраструктурные проекты в Арктике, тем больше работы будет для предприятий, расположенных за пределами округа, потому что организация одного рабочего места здесь создает 14 рабочих мест в других регионах России. По этой же причине важен проект по строительству Северного широтного хода. Продукция российских предприятий получит прямой выход к севморпути и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сроки реализации проекта «Уральское созвездие» пока не определены. Его идеолог Александр Высокинский надеется, что к концу года регионы предоставят свои предложения, и тогда можно будет начать работу по созданию единой концепции.
Пресс-служба МЦ Armtorg по материалам znak.com