вид  
5 Мая 2025г, Понедельник€ — 92.8370,  $ — 81.4933загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Интервью. АО «Пензтяжпромарматура», ген.директор А. А. Чернышев: "Основная проблема отрасли состоит в том, что зарубежные рынки закрыты для нас, и мы ничего не пытаемся с этим сделать."

28 Сентября 2016
Armtorg: Здравствуйте, Александр Анатольевич! Первый вопрос связан с 65‑летием вашего предприятия. Как сегодня работает «ПТПА» – производитель и поставщик арматуры? Ведь ваш завод – не просто лидер, а показатель того, что в России могут быть производства с большой площадью и количеством сотрудников более 1000 человек.

А.Ч.: Действительно, в советское время такие заводы, как «Пензтяжпромарматура», Алексинский и Благовещенский, строились с размахом и характерным гигантизмом. Сейчас рынок изменился, и уже нет смысла в таких огромных предприятиях, нужны более компактные и, главное, эффективные производства. Поэтому у нас действуют четыре отдельных выпускающих цеха, которые, в том числе, проводят и металлообработку, и заготовительные операции. У каждого цеха, с одной стороны, имеется своя номенклатура, а с другой стороны – они легко могут переключаться с одного типа продукции на другой и работать по принципу взаимозаменяемости. При этом на предприятии действует единая конструкторско-технологическая служба, одна из главных задач которой – развитие производственных возможностей: освоение новых, в том числе инновационных технологий, расширение номенклатурной линейки, проектирование новой техники.


Armtorg: Не могу не спросить о новинках предприятия. Мы видели, что у вас появились краны «металл по металлу», много решений по регулирующим клапанам. Какими принципами вы руководствуетесь при разработке новой продукции?

А.Ч.: На сегодняшний день у нас уже освоена широкая линейка шаровых кранов: с жесткой заделкой, на полный перепад, для сероводорода, для агрессивных сред. Второе основное направление, как вы и отметили – это регулирующая и предохранительная арматура для разных отраслей. В данное направление входят клапаны обратные осевого потока, регулирующие шаровые краны и т. д. При этом, осваивая новую технику, важно четко понимать, что именно хочет заказчик – дешевый регулятор, функционирующий по принципу шарового крана или более сложное и дорогое изделие, которое должно работать как часы. Заказчик – последняя инстанция, именно он определяет, каким требованиям должно отвечать изделие.


Armtorg: В чем, по-вашему, главный залог качества продукции? И что означает слово «качество» для вас как для генерального директора одного из крупнейших арматуростроительных предприятий в России?

А.Ч.: Качество – это все‑таки навыки и умение людей соблюдать технологический процесс, находить ошибки и не допускать их повторения. Каждый должен четко выполнять операцию, за которую он отвечает. Когда к тебе приходит деталь, ты должен прежде всего убедиться, что она не бракованная. Брак ни в коем случае нельзя брать в работу. На каждом этапе, от металлообработки до упаковки, важен самоконтроль.

Систему ОТК придумали в Советском Союзе, а американцы от нее отказались. Во-первых, это дорого. Во-вторых, когда сдается деталь, ответственность за качество берет на себя контролер, а не тот, кто эту деталь изготовил. А при самоконтроле у рабочего появляется ответственность за свою работу. Тогда человек будет делать не «штуки», а качественный продукт. На этих принципах известный американский специалист Э. Деминг построил свою систему управления качеством, которую взяли на вооружение японцы, и теперь они «впереди планеты всей».


Armtorg: Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы российского арматуростроения на сегодняшний день?

А.Ч.: Первая проблема состоит в том, что зарубежные рынки закрыты для нас, и мы ничего не пытаемся с этим сделать. Поэтому и конкурируем в основном только между собой. Рынок России занимает малую долю по сравнению с зарубежным, но выйти туда очень тяжело. Вторая проблема – это работа проектировщиков тех систем, где используется наша арматура. Здесь мы имеем дело с устаревшими представлениями: например, вот здесь всегда стояла задвижка, а здесь – затвор, и так они будут стоять и впредь. При нехватке качественного проектирования многие люди обращаются к иностранным EPC-подрядчикам. Там применяются готовые технические решения, уже опробованные на иностранных объектах. Получается, что в Россию завозится иностранное оборудование уже в составе технологических комплексов. Российский производитель или не знает, какой именно продукт надо создать, или не понимает, что его можно разработать в рамках импортозамещения. Он имеет слабое представление, куда движутся мировые технологии.


Armtorg: Но если говорить о технологических различиях, у какой арматуры больший запас прочности? Лично мне не раз приходилось слышать, что отечественные ГОСТы порой даже более требовательны, чем зарубежные стандарты.

А.Ч.: Иностранные стандарты более универсальны и имеют четкую формулировку. Российским заводам, прежде чем сделать ту или иную номенклатуру продукции, необходимо оформить документов раза в три четыре больше, чем иностранным производителям. Например, тот же стандарт API 6D подразумевает, что материал должен приходить на завод уже с готовым сертификатом качества, не требующим никаких дополнительных операций. Мы же должны привезти материал, сделать входной контроль, оформить документацию и т. д. У нас ситуация намного сложнее, а зарубежные стандарты стремятся к упрощению.


Armtorg: Сейчас наши производители арматуры очень сильно зависят от мирового рынка – оборудование у нас зарубежное, расходные материалы зарубежные, технологии производства и литье зачастую тоже…

А.Ч.: Не совсем соглашусь с вами. У нас все‑таки есть хорошие производители литья, поковок и штамповок. Наш завод, например, уже использует часть инструмента российского производства. В последнее время действительно появляются поставщики, которые могут конкурировать на этом рынке.

С оборудованием, конечно, ситуация сложнее. Но когда ты покупаешь станок, ты должен быть уверен, что он будет загружен, лучше всего круглосуточно, и сможет полностью отработать свою стоимость. Мы даже подсчитывали, что убыток от простоя станка типа TREVISAN DS600 составит 100 долларов в час. Освоение новых технологий – это кропотливый труд. Например, с металлическими уплотнениями мы работали довольно долго. Сегодня у нас вводится принципиально новый участок по изготовлению шаровой пробки с уплотнительными седлами «металл по металлу». К слову, у нас уже были итальянцы и корейцы, которые высоко оценили наш опыт и работу в новом направлении. Участок «пробка-седло» еще надо совершенствовать, поэтому, повторюсь, импортное оборудование покупать все‑таки придется.


Armtorg: Потребители знают «ПТПА» прежде всего как завод, который производит арматуру больших диаметров, до 1400 мм. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние этого рынка?

А.Ч.: Он падает и будет падать дальше. Россия достроила или заканчивает строительство своих основных веток трубопроводов.


Armtorg: В каком же направлении вы планируете развиваться дальше – серийное производство с уклоном в общепромышленное исполнение или арматура по индивидуальным, специализированным запросам?

А.Ч.: Общепромышленная, стандартная арматура сейчас, безусловно, востребована, например, в ЖКХ, на водоканалах. Но если ты работаешь на ответственном рынке нефтегазопереработки, то все изделия будут разными. Последние тенденции таковы, что российские нефтегазовые компании все дальше уходят в глубокую переработку. А этот процесс требует уникальных, зачастую очень ответственных и надежных изделий для технологических процессов. В итоге все будет зависеть от заказчика, проектировщика и подрядчика, от особенностей и требований проекта. Уже сейчас у нас почти все заказы единичные. Создать такую широкую серийную номенкла- туру просто невозможно, поэтому и меняется сам принцип работы завода, от проектирования до выпуска. Каждый заказ проходит все стадии, начиная от подготовки чертежей. И для нас сейчас очень важно выстроить работу конструкторского отдела по таким же принципам, по каким действуют зарубежные компании. У них технологии настолько развиты, что позволяют избегать лишней работы и выдавать изделия очень оперативно. Они заявляют в каталогах определенную линейку, когда ее даже нет еще в чертежах. А затем благодаря грамотно выстроенной унификации могут за восемь часов сформировать любое изделие.


Armtorg: Спасибо вам за интересную беседу! В заключение – ваши пожелания коллегам, заказчикам и всем, кто с теплотой в сердце встречает 65‑летие российского завода «Пензтяжпромарматура».

А.Ч.: Спасибо и вам за уделенное время! От себя и от нашего коллектива я желаю всем здоровья, счастья и успехов в работе. Побольше новой техники, контрактов, хороших технологий и, конечно же, надежной отечественной арматуры!


Узнать больше об АО «Пензтяжпромарматура» можно здесь

Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №5 (33), 2016 г.


Метки трубопроводная арматура Пензтяжпромарматура ПТПА импортозамещение Вестник Арматуростроителя интервью Чернышов Александр

Смотрите также:
Пресс-служба АО «КЕРАМАКС». Первые поставки порошковой проволоки «КЕРАМАКС» Пресс-служба АО «КЕРАМАКС». Первые поставки порошковой проволоки «КЕРАМАКС»
Промышленный холдинг АО «КЕРАМАКС» в первом квартале 2025 года успешно вывел на отечественный рынок порошковую металлургическую проволоку класса «Премиум».
Завод «Курганхиммаш» изготовил три блока эжекторов для Ковыктинского газового месторождения Завод «Курганхиммаш» изготовил три блока эжекторов для Ковыктинского газового...
Предприятие «Курганхиммаш» изготовило три блока эжекторов для установки комплексной подготовки газа (УКПГ) на Ковыктинском месторождении в Иркутской области.
Великолукский завод «Транснефтемаш» выпустил более 2 тыс. единиц товарной продукции на сумму свыше 1 млрд рублей Великолукский завод «Транснефтемаш» выпустил более 2 тыс. единиц товарной продукции на...
В I квартале 2025 года Великолукский завод «Транснефтемаш» (производственный филиал АО «Транснефть – Верхняя Волга») произвел более 2 тыс. единиц товарной продукции на сумму свыше 1 млрд руб.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)