С 19 по 22 сентября 2016 года в ЦВК «Экспоцентр» проходила 19-я международная выставка химической промышленности и науки – «Химия- 2016» . Ее называют «знаковым событием» в отечественной химической индустрии. Выставку посетили 9 500 человек, 92% из которых – отраслевые специалисты. Общее количество посещений составило 11 020.
Команда медиагруппы Armtorg работала в «Экспоцентре» в течение всех выставочных дней. Съемочная группа привезла с выставки эксклюзивные интервью со специалистами арматуростроения и смежных отраслей.
Главный редактор портала Игорь Юлдашев беседовал с предпринимателями и сотрудниками заводов о важнейших вызовах современному бизнесу, о степени влияния и ходе реализации программы импортозамещения, сложностях современной рыночной ситуации и планах на конец 2016 и 2017 год.
Представляем вашему вниманию обзор мнений отраслевых специалистов - участников выставки «Химия - 2016». Для удобства мы соединили их по нескольким важнейшим тематическим группам. В конце же мы постараемся обобщить их и подвести некоторые итоги о настроении предпринимателей и состоянии рынка трубопроводной арматуры и смежных отраслей.
Об импортозамещении без придыхания и восторгов
Генеральный директор компании DT Д.Н. Будько, в ответ на вопрос об отношении к программе импортозамещения, улыбается и замечает, что относится к вопросу философски. Компания сотрудничает с рядом государственных предприятий, на отношения с некоторыми их них повлияла программа импортозамещения. Тем не менее, для предприятий важно обращать внимание не только на место производства продукции: «Нельзя сказать, что в России производится продукция низкого качества. Но есть определенные типы продуктов и технические решения, который на сегодняшний день могут делать только наши зарубежные партнеры», - объяснил Д.Н. Будько.
Политика импортозамещения не стала непреодолимой преградой для деятельности DT: «Процесс импортозамещения существует, но мы продолжаем вести поставки импортного оборудования. Наши продажи не снижаются, а увеличиваются» - подчеркнул собеседник.
Директор компании «АБО Арматура» (дочернее предприятие чешской компании ABO Valve) Д.Барышев еще более осторожен в своих оценках: «На мой взгляд, под понятием «импортозамещение» скрывается много фальши». В целом он оценивает российский рынок как достаточно сложный.
Главный инженер компании «ПромХимТех» Томак В.В. считает, что необходимо избегать крайностей в суждениях о необходимости импорта: «В определенных сегментах рынка остается место для импортного оборудования. Это происходит в тех случаях, когда в России нет возможности изготавливать подобную продукцию»
Наш собеседник считает, что нам нет нужды отграничиваться от мирового рынка. При этом, конечно же, отечественное производство необходимо развивать и поддерживать.
Предприятия, которые работают с продукцией зарубежных производителей, сталкиваются с некоторыми сложностями в сотрудничестве с российскими покупателями. Тем не менее, в определенных сегментах рынка неизбежно наличие импорта. Причины этому могут быть различные: недоверие к отечественному производителю, «закладывание» в проект зарубежных комплектующих, или даже отсутствие необходимых технологий в России.
Кроме того, из-за недостаточно четких границ понятия «импортозамещение», некоторые предприятия подходят к нему формально. Не будучи по своей сути импортозамещающим производством, они являются им на бумаге.
В тренде - «сборочная» локализация
Генеральный директор компании DT акцентирует внимание на способе локализации производства в России многих компаний: «Мы производим некую локализацию – осуществляем сборку продукции. Это позволяет нам (как и многим другим компаниям) выставлять продукцию под своей торговой маркой. В какой-то степени это помогает решать вопросы импортозамещения»
Ряд необходимых комплектующих и специфика продукта не позволяют компании провести полную локализацию производства. В необходимости ее Д.Н.Будько не уверен, т.к. компании удобно, в случае необходимости, отдавать детали на механическую обработку на аутсорсинг.
Компания «НЕМЕН» использует в производстве некоторые детали отечественного производства: «Наше оборудование производится за рубежом. Но в производстве используются отдельные комплектующие стран СНГ. Например, термостаты комплектуются компрессорами «Атлант», - рассказал начальник отделения лабораторного отделения А.Л.Матяш.
Он также отметил некое снижение спроса на поставляемое компанией зарубежное оборудование. Многие клиенты ориентируются на стоимость продукции, а импортное оборудование «привязано» к курсу валют. В связи с этим в последние года некоторые клиенты переориентировались на сотрудничество с российскими производителями.
Генеральный директор компании «ЛГ Автоматика» М.О. Зилонов обратил наше внимание на большую сложность открытия нового завода: «Запустить сейчас производство на территории России многократно сложнее, чем 10 лет назад. С каждым годом эта возможность все менее вероятна» Это связано с большим количеством требований и правил, которое с каждым годом не уменьшается, а растет.
Говоря о критериях понятия «локализации», наш собеседник высказал свою оценку – какое производство можно считать российским: «С моей точки зрения, если говорить об электронике, то, конечно, 50 % или больше нужно делать в России» При этом он подчеркнул, что в России сейчас нет возможности производить элементную базу для этой продукции.
«По пневматике мы имеем локализацию в районе 90 % на нашем предприятии», - отметил М.О.Зилонов.
Генеральный директор «АБО Арматура» Д.Барышев также рассказал о степени локализации производства компании: «Мы перешли к сборке и монтажу центрических стандартных затворов до 400 диаметра, здесь, в России, но только из чешских компонентов. Мы не позиционируем себя как производителя арматуры. Скорее, это локализация»
Также он отметил поддержку правительством переноса производства в нашу страну. С прошлого года пошлина на ввоз готовых затворов составляет 10%, а на комплектующие – 6%. По мнению Д.Барышева, эта экономическая мера действительно должно подтолкнуть к освоению производства на территории России
Проводить полноценную локализацию производства на территории России – невероятно сложно и дорого. Поэтому большинство предпринимателей ограничиваются российской сборкой и испытаниями продукции, созданной из иностранных комплектующих. Большинство предприятий сомневаются в необходимости локализации производства.
Кризис – время возможностей
«Если говорить об отрасли нефтехимии, то, безусловно, многие проекты, находящиеся на стадии реализации, начали замораживаться, - рассказывает ген. директор компании DT. - Мы прекрасно понимаем, почему это происходит. Перераспределение финансовых возможностей компании, оптимизация, изменение курса, и т.д. В какой-то степени мы ощутили снижение потребности в нашей продукции»
Собеседник отметил и положительные стороны процесса: «Зато у нас на предприятии начался рост сотрудничества с предприятиями, которые занимаются производством и переработкой химических средств (в том числе с крупными корпорациями). Эти компании не боятся нового, охотно соглашаются на новые технологические решения»
По словам Д.Н. Будько, компания предполагает возможные скачки роста потребности предприятий в оборудовании DT в 2017-2018 гг.
Генеральный директор «АБО Арматура» Д.Барышев также отметил проявления кризиса, отразившиеся на работе компании, которые проявились в снижении темпов роста: «Для нас последние годы – кризисные. Если до этого мы развивались, наращивая обороты примерно в 2 раза каждый год, то в 2015-2016 года рост составил 5-10 % в год. Правда, в евро-эквиваленте, в российских рулях это остается серьезным ростом»
По словам собеседника, работать стало тяжелее. За «живые» проекты, на которые есть финансирование, идет очень серьезная конкуренция.
Тем не менее, он настроен оптимистично: «В то же время я могу сказать, что мы достаточно успешно продвигаем свою арматуру. Мы позиционируем себя как бренд качества Западной Европы по ценам Восточной»
Важно правильно найти свое место в изменившихся реалиях рынка.
Для «ЛГ Автоматики» ситуация на рынке кажется тяжелой, но стабильной: «Для нас 2016 год прошел более-менее нормально, так же, как и предыдущие годы. Ситуацию на рынке вообще хорошо иллюстрирует эта выставка: «Химия» впервые не полностью заполнила второй павильон. Рынок сжался»
Зилонов М.О. раскрывает секрет стабильного функционирования компании: «Нас выручат та ситуация, что мы частично забираем те заказы на оборудование, которое раньше бы поставили импортные компании. Однако это явление не стало массовым или системным. Просто часто у заказчика не хватает денег на импортную продукцию»
Несмотря на поддержку государства и политику импортозамещения, использование отечественного оборудования в России пока не стало системным явлением.
Наш собеседник отметил важный аспект для успешной работы отечественных производств: нужно проводить политику удерживания цены на прежнем уровне. Снижать себестоимость, и держать цены, потому что именно цена сейчас является главным аргументов в пользу российского производителя.
М.О. Зилонов поделился планами компании: «Наше предприятие развивается, и делает это достаточно эффективно. Локализация по всем нашим продуктам – больше 50 %. Я думаю, что в ближайшие несколько лет мы сохраним свой темп развития. По крайней мере, надеюсь на это»
Главный инженер компании «ПромХимТех» В.В. Томак считает, что рынок химической промышленности находится на подъеме: «По нашим ощущениям, ранок химической промышленности чувствует себя достаточно хорошо. На наш взгляд, рост равен 15-20 процентам»
Оживление рынка специалист связывает с появлением новых проектов.
Те компании, кто представил свою продукцию на выставке «Химия – 2016», преодолели (и продолжают преодолевать) экономические сложности.
Секрет успешной политики – в нескольких составляющих:
удержание цены посредством уменьшения себестоимости,
использование имеющихся возможностей (таких как снижение пошлин на ввоз комплектующих).
поиск новых клиентов,
четкое определение «своего» сегмента рынка,
и наконец, грамотная маркетинговая политика,
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Мнения наших собеседник – участников выставки «Химия – 2016» - показывают, насколько противоречивым является российский рынок.
Усилия государства способствуют работе отечественных производителей, но одновременно порождают почву для спекуляций понятием «российская продукция». Использование российского оборудования не становится системным явлением.
Тем не менее, появляется гордость за наших предпринимателей: тяжелую экономическую ситуацию большинство воспринимает как время новых возможностей. Да, нужно работать больше, нужно чем-то жертвовать. Больше риски. Но если приложить максимум усилий, то можно достичь роста компании даже в непростое время.
Повторимся, компании выработали определенный «набор» способов кризисного развития, в том числе - удержание цены посредством уменьшения себестоимости, использование имеющихся возможностей (таких как снижение пошлин на ввоз комплектующих). поиск новых клиентов, четкое определение «своего» сегмента рынка, и наконец, грамотная маркетинговая политика,
Медиагруппа Armtorg от всей души желает успехов отечественным предприятиям. Мы следим за вашей деятельностью, и готовы регулярно рассказывать о ваших успехах и победах на портале Armtorg.ru и в журнале «Вестник арматуростроителя».