вид  
19 Апреля 2024г, Пятница€ — 100.5316,  $ — 94.0922загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Алексин "Тяжпромарматура" (АЗТПА). История арматуростроения России. Репортаж из музея предприятия. Часть I.

15 Марта 2017

Уважаемые друзья, коллеги! Наша команда продолжает обзор российских предприятий в видеорепортажах, которые мы готовим специально для вас, для всех специалистов, которые интересуются отраслью арматуростроения и ее историей.

Сегодня мы начинаем публикацию,пожалуй, одного из самых замечательных видеорепортажей в 2017 году, и он посвящен крупнейшему российскому предприятию - Алексинскому заводу тяжелой промышленной арматуры "Тяжпромарматура"! Для нашй команды этот завод ассоциируется, прежде всего, с возможностями российской индустрии и уникальными технологиями, которые существуют всего на нескольких предприятиях отрасли в России. Стоит как минимум отметить, что шиберные затворы и шаровые пробки сегодня на "Тяжпромарматуре" изготавливаются по полному циклу - от заготовки до полировки и установки на изделия российского предприятия.

Сегодня мы хотим начать показ не с производственных цехов или демонстрации возможностей предприятия, а с его истории. Дело в том, что на Алексинском предприятии находится музей истории завода. В свое время его учредил и открыл (на тот момент) управляющий завода Панченко Владимир Васильевич, который увековечил его историю, запечатлел становление и заслуги труженников предприятия. Сегодня музей представляет собой двухэтажное здание, в котором, по сути, собраны факты о собственниках, продукции и эволюции - сперва Мышегского завода, а затем уже Алексинского завода "Тяжпромарматура".

И начнем мы видеообзор с первого этажа и истории возникновения чугуноплавильных мастерских на реке Мышега, откуда и начал путь завод, имя которого известно сегодня не только в России и странах СНГ, но и далеко за пределами нашей родины. А поможет нам в обзоре предприятия главный редактор медиагруппы ARMTORG Игорь Юлдашев, который не без искреннего энтузиазма расскажет о впечатлениях от посещения заводского музея Алексинской "Тяжпромарматуры":


Завод прошел долгий, трудный и славный путь. История его отражает все крупнейшие исторические события, все потрясения, выпавшие на долю русского народа. Обладая богатым и интересным прошлым, накопленным поколениями производственным опытом, предприятие уверенно соединяет их с прогрессивными тенденциями и новейшими разработками нынешних дней, всегда шагая в ногу со временем. 

Тульский край – один из старейших металлургических районов нашей страны.
 Тульские крестьяне еще в XVI веке производили выделку железа из местных руд и сбывали его кузнецам для изготовления предметов домашнего обихода и оружия. Кузнецы-оружейники пользовались привилегиями и должны были поставлять в Оружейную палату ружья и отдельные части к ним. Тульские оружейники сыграли огромную роль в развитии российской металлургической промышленности. Именно из их среды вышли Демидовы, Баташовы, Мосоловы и другие промышленники. 

Во второй половине 17 века в Тульском крае возникает ряд доменных и железоделательных заводов. В 1728 году тульский кузнец-оружейник Максим Перфильевич Мосолов – родоначальник промышленной династии Мосоловых – подал в Берг-коллегию челобитную о разрешении построить «Водяной железоделательный завод» и получил разрешение на его строительство, а уже 1729 году предприятие дало первую плавку. Так началось долгая и славная история завода, который пока еще назывался Мышегским.

Это был типичный для того времени железоделательный завод с водяным двигателем, домной, молотовым «анбаром» и кузнечным горном. На заводе выплавлялся металл на продажу, и изготовлялись простейшие изделия, главным образом, посуда и другие предметы домашнего обихода. Трудились там наемные рабочие из разорившихся крестьян и кустарей. Выплавляемое на заводе железо – «кричное» – не отличалось высоким качеством, так как было неоднородным и хрупким, но оно было более дешевым, чем ввозимое из-за границы «свейское» (шведское) железо.

В 1753-1760 годах завод счастливо избежал закрытия, хотя в этот период было ликвидировано несколько заводов, потреблявших слишком много леса на топливо, в том числе три принадлежавших династии Мосоловых. Мышегский завод был нужен России – его оставили для поставок железа и чугуна Тульскому оружейному заводу.   

    


В XVIII веке, когда Россия воевала с Турцией, завод изготавливал пушки для сухопутных войск и морского флота – «фальконеты». Пушка фальконет, применявшаяся для штурма крепостей, весила 250 кг, калибр ствола равнялся 75 мм. Дальность полета ядра составляла 1000 шагов.


В 1808 году новым владельцем завода стал А.А.Чесменский, а новая война – Отечественная война 1812 года – вновь заставила обслуживать военные нужды. На заводе изготавливались ядра, гаранты, картечь, а сами мышегцы в составе народного ополчения принимали участие в боевых действиях против наполеоновских войск.  

    


После изгнания французских захватчиков Мышегский завод специализируется на изготовлении художественного литья.
Руками заводских мастеров делись чугунные кружева, которые и доныне радуют глаз своей ажурностью и совершенством работы. Именно мышегцы отливали фигуры для Триумфальной арки в честь победы над Наполеоном (1829-1834 гг.), которая ныне украшает Кутузовский проспект в Москве. На Мышегском заводе была изготовлена и знаменитая ограда Александровского сада, главные ворота которой (со стороны Исторического музея) в несколько измененном виде сохранились до нашего времени. Надгробные памятники, литые архитектурные украшения, садово-парковые решетки, искусно изготовленные на Мышегском заводе, появляются в Москве, Киеве, Туле и других крупных городах России. 


В период Крымской войны 1853-1856 гг. завод производит бомбы и ядра по заказу военного министерства. После отмены крепостного права в 1861 году завод оснащается новым оборудованием и механизмами и постепенно превращается в капиталистическое предприятие. Завод переходит из рук в руки, но хозяева порой создают столь тяжелые условия работы, что рабочие начинают протестовать, а в период промышленного кризиса завод приходит в упадок и останавливается на четыре года. 

    
  


В 1895 году было создано «Общество Мышегских горных заводов».
 Новые владельцы – компания «Спиц-Стукен и Ко» – расширили завод и обновили оборудование. Вместо старой домны, работавшей на древесном угле, была построена новая – с газгольдерами и механическим подъемником, где для выплавки чугуна использовался кокс. Было переоборудовано труболитейное производство с несколькими вагранками, усилилась механическая мастерская. Кроме того, к заводу была проложена железнодорожная ветка, соединившая предприятие со станцией Алексин Сызрань-Вяземской железной дороги, строился водопровод. Все эти нововведения вывели Мышегский завод на уровень современного металлургического производства.

    
  

В 1897 году Мышегский завод вместе с карьером и рудниками покупает Бельгийское акционерное общество Тульских доменных печей, которое ранее построило Судаковский (ныне Косогорский) металлургический комбинат. Вводятся очередные прогрессивные новшества: на заводе устанавливается электростанция, производство оснащается новыми силовыми установками и механическим оборудованием. Все это положительно сказывается на объемах выпуска и качестве продукции. Утюги, ванны, посудное литье – рукомойник, ступки, утятницы, кружки – отправляются баржами по Оке на Нижегородскую ярмарку, а иногда и дальше – в Среднюю Азию и Персию. 

    
  


Узнать больше об АО «Тяжпромарматура» можно здесь

 

Смотрите весь цикл материалов о предприятии "Тяжпромарматура":

 

1. История арматуростроения России. Репортаж из музея предприятия. Часть I.
2. История арматуростроения России. Первая половина XX века. Репортаж из музея предприятия. Часть II.
3. История арматуростроения России. Репортаж из музея предприятия. Часть III.
4. Обзорное видео. Часть IV.
5. Участок металлопроката и заготовок трубопроводной арматуры. Часть V
6. Заготовительное производство трубопроводной арматуры. Часть VI
7. Изготовление шиберов. Часть VII
8. Участок сварки трубопроводной арматуры. Часть VIII
9. Автоматическая сварка под флюсом. Часть IX
10Цех выплавки стали (литейный цех). Часть X
11. Формовка деталей трубопроводной арматуры. Часть XI
12. Участок механообработки. Часть XII
13. Участок полировки шаровой пробки. Часть XIII
14Участок гальванических покрытий шаровой пробки и шиберов. Часть XIV



Метки Тяжпромарматура Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры история арматуростроения Игорь Юлдашев эксклюзив история предприятия Репортаж о Тяжпромарматуре

Смотрите также:
Фото недели: новая трубопроводная арматура АО «ПТПА» будет носить имя почетного машиностроителя России Вадима Лемберга Фото недели: новая трубопроводная арматура АО «ПТПА» будет носить имя почетного...
Медиагруппа ARMTORG продолжает рубрику «Фото недели». Сегодня предлагаем к просмотру кадры трубопроводной арматуры АО «Пензтяжпромарматура».
АО «Томский завод электроприводов» активно работает над совершенствованием номенклатуры изделий АО «Томский завод электроприводов» активно работает над совершенствованием номенклатуры...
С начала 2024 года АО «Томский завод электроприводов» изготовило 626 единиц основной продукции. Порядка 86 % от общего объема производства составили электроприводы различных типов.
С площадки АО «ЗЭО Энергопоток» отгружена партия трубопроводной арматуры и другой продукции для АЭС «Аккую» С площадки АО «ЗЭО Энергопоток» отгружена партия трубопроводной арматуры и другой...
АО «ЗЭО Энергопоток» отгрузило очередную партию трубопроводной арматуры для АЭС «Аккую». 17 апреля 2024 года с производственной площадки была осуществлена поставка:
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)