вид  
5 Мая 2025г, Понедельник€ — 92.8370,  $ — 81.4933загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Госкомпаниям придется импортозамещать оборудование в широком ассортименте

8 Мая 2018

Правительство начинает новый этап принуждения госкомпаний к импортозамещению. Минпромторг подготовил обширный список техники, оборудования и материалов, которые госкомпании с 1 июля не смогут купить за рубежом без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению.

В него вошли в том числе самолеты, вертолеты, пассажирские и грузовые суда при годовом объеме закупок более 50 млн руб. По мнению собеседников “Ъ”, либо список в итоге сократят, а ценовую планку поднимут, либо процедура превратится в «парад исключений».

Минпромторг подготовил перечень машиностроительной продукции и услуг, которые госкомпании (с долей государства более 50%) смогут приобретать за рубежом только после согласования с правкомиссией по импортозамещению. “Ъ” писал об этой идее 11 сентября 2017 года, в конце года были одобрены поправки к закону о закупках госкомпаний (223-ФЗ), которые вступят в силу 1 июля. Суть в том, что правительственная комиссия должна проверять наличие российских аналогов и заставлять госкомпании покупать именно их.

Исходно речь шла о закупках прежде всего самолетов, вертолетов и морских судов, но итоговый список состоит из 227 позиций. В частности, туда попали стройматериалы (например, цемент), горнопроходческое оборудование, башенные краны, дорожно-строительная техника и т. д. Есть и ряд позиций для нефтегазовой отрасли, например буровые установки, насосы (в том числе для гидроразрывов), плавучие платформы, а также в основном закупаемые за рубежом роторные системы и оборудование для выпуска СПГ. Придется согласовывать закупки электросетевого оборудования, генераторов и паровых котлов, но не турбин, с которыми был связан самый громкий скандал 2017 года в сфере импортозамещения — перенаправление в Крым структурами «Ростеха» газовых турбин Siemens.

В перечень попали также вагоны, самолеты, вертолеты, суда (как пассажирские, так и грузовые, в том числе танкеры), причем госкомпаниям придется согласовывать не только покупку этой продукции, но и ее лизинг или фрахт. Наконец, в списке станки, спецтранспорт (от снегоочистителей и прицепов до квадроциклов и снегоходов) и ряд других позиций, например военные корабли, циклотроны, томографы и космические ракеты. В «Ростехе» механизм поддержали, отметив, что он «позволит стимулировать спрос на российскую продукцию, отвечающую всем требованиям по качеству и стоимости». В других крупных госкомпаниях от комментариев отказались, как и в министерствах. Источник “Ъ”, близкий к Минпромторгу, говорит, что особый акцент сделан на понятии «услуги»: использование лизинга и фрахта «слишком распространено, что вредит закупкам отечественной продукции внутри страны».

Активное принуждение к импортозамещению появилось в риторике правительства еще в 2014 году, но до сих пор его влияние на работу госкомпаний было умеренным и в любом случае гораздо менее значительным, чем прямой эффект западных санкций и ослабление рубля. Но теперь предлагается гораздо более жесткий подход с четким перечнем, который покрывает «очень большую» часть закупок в ряде секторов, отмечают собеседники “Ъ”, причем закупки придется согласовывать с уровня гораздо ниже, чем называвшиеся раньше 1–2 млрд руб. «На практике мы не сможем внести оборудование в годовой план закупок, пока не согласуем с правительством, это может привести к большим задержкам»,— уверен один из собеседников “Ъ”.

Учитывая низкий ценовой лимит, правительственной комиссии по импортозамещению (сейчас ее возглавляет премьер Дмитрий Медведев) придется рассматривать сотни сделок в год, тогда как сейчас она собирается в среднем один раз в три месяца. «Чтобы реально проверять все сделки и смотреть, есть ли российские аналоги, работать с возражениями компаний, им придется заседать как минимум один раз в неделю»,— предполагает один из источников “Ъ”. По его мнению, либо ценовой лимит сделок в окончательном варианте постановления правительства будет резко увеличен, либо эта работа «утонет в деталях» и станет формальной. Другой источник “Ъ” полагает, что на практике перечень обсуждаемого оборудования будет гораздо меньше указанных 227 позиций. «Сильные игроки быстро докажут, что для большинства их закупок нет российских аналогов, а вот кому-то не повезет»,— говорит он.

Пресс-служба МЦ Armtorg по материалам АО «Коммерсантъ»


Метки газ Нефть и газ Дмитрий Медведев машиностроение СПГ нефть Минпромторг России импортозамещение газовые турбины Минпромторг нефтегазовая отрасль

Смотрите также:
Пресс-служба АО «КЕРАМАКС». Первые поставки порошковой проволоки «КЕРАМАКС» Пресс-служба АО «КЕРАМАКС». Первые поставки порошковой проволоки «КЕРАМАКС»
Промышленный холдинг АО «КЕРАМАКС» в первом квартале 2025 года успешно вывел на отечественный рынок порошковую металлургическую проволоку класса «Премиум».
Завод «Курганхиммаш» изготовил три блока эжекторов для Ковыктинского газового месторождения Завод «Курганхиммаш» изготовил три блока эжекторов для Ковыктинского газового...
Предприятие «Курганхиммаш» изготовило три блока эжекторов для установки комплексной подготовки газа (УКПГ) на Ковыктинском месторождении в Иркутской области.
Великолукский завод «Транснефтемаш» выпустил более 2 тыс. единиц товарной продукции на сумму свыше 1 млрд рублей Великолукский завод «Транснефтемаш» выпустил более 2 тыс. единиц товарной продукции на...
В I квартале 2025 года Великолукский завод «Транснефтемаш» (производственный филиал АО «Транснефть – Верхняя Волга») произвел более 2 тыс. единиц товарной продукции на сумму свыше 1 млрд руб.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)