вид  
24 Апреля 2024г, Среда€ — 99.5609,  $ — 93.2918загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

ООО «ЗСПА» (НОРРЕКСИМ). Интервью с главным инженером Р. А. Киржнером: "Немного о стандартизации API и ГОСТ в России и ее проблемах"

21 Августа 2018
ООО «ЗСПА» (НОРРЕКСИМ).  Интервью с главным инженером Романом Александровичем Киржнером: Немного о стандартизации API и ГОСТ в России и ее проблемах

Уважаемые друзья, мы продолжаем публиковать беседы и интересные мнения опытных арматуростроителей и людей, посвятивших львиную долю своей жизни нашей отрасли. Сегодня мы представляем вам интервью с Романом Александровичем Киржнером, который продолжает свою трудовую деятельность и знает о самых важных событиях отрасли не просто как наблюдатель, а как непосредственный участник рынка.

Во время встречи мы постарались обсудить с Романом Александровичем самые важные и злободневные вопросы весны 2018 года, в том числе вопросы импортозамещения, работы с лицензиарами и нынешнюю роль стандартизации в отрасли. Несомненно, это малая часть материалов, которые мы готовим в будущем для наших читателей. Актуальные вопросы и ответы вы можете найти на нашем форуме на сайте Armtorg.ru, а пока представляем вам беседу, итогом которой стало это интервью.

«В.А.»: Роман Александрович, каким стал для вас 2017 год и начало 2018 года в плане арматуростроения?

Р.К.: 2017 год был тяжелым, потому что для всех из нас главный заказчик – это «Газпром», а с «Газпромом» очень трудные времена по заказам: нет новых крупных трубопроводов, поэтому заказов мало. Теперь началась эра импортозамещения, которая, на мой взгляд проходит тоже не совсем организованно, и даже не совсем цивилизованно. Есть постановление правительства №719 об импортозамещении, есть какие-то нормы, которые существуют в «Газпроме», но которые они не горят желанием показывать. Для нас это, естественно, представляет сложность, потому что мы не понимаем, на каком уровне в данный момент мы находимся – на достаточном или надо еще что-то делать. Понятно, что в связи с международной обстановкой напряженность ситуации с импортозамещением будет только усиливаться. Как ее обходить, не понимая критериев, не понимая уровень, на котором она базируется и какие шаги необходимо делать?.. Поэтому год был очень тяжелый. Что будет в 2018-м? Пока понятно, что бразды правления берет 335-й департамент импортозамещения, соответственно, надо понимать, какие шаги он будет делать, как он будет вести реестр ИНТЕРГАЗСЕРТ, как включать и исключать из него. Лично у меня пока нет четкого представления, как все это будет проводиться.

ООО «ЗСПА» (НОРРЕКСИМ).  Интервью с главным инженером Романом Александровичем Киржнером: Немного о стандартизации API и ГОСТ в России и ее проблемах

«В.А.»: Есть богатый международный опыт по импортозамещению, по локализации, почему же в нашей стране невозможно разработать, опираясь на этот опыт, какую-то свою собственную систему, пользуясь самым лучшим извне?

Р.К.: То, что локализация – это необходимость, не вызывает сомнений. Как работать… Ну а что, в других отраслях мы впереди планеты всей? Мы не видим, что есть зарубежный опыт, который надо использовать? Я думаю, что это зависит от аналитических групп, которые есть в крупных компаниях-заказчиках: «Газпроме», «Транснефти». Специалисты аналитических групп смотрят, как применить этот зарубежный опыт. Но, как правило, ситуация в России отличается от того, что есть на Западе и от того, что они делают там. Я думаю, что слепо копировать этот опыт нельзя. Должны быть какие-то этапы этого процесса, мы достаточно большая страна, у нас большой опыт. Если взять 719-е постановление, там есть этапы: 2018 год – столько-то процентов, 2020 год – столько-то процентов… Но все пока движется тяжело. И может быть, заграничный опыт на 100% к нам перенести не получится. И потом, я не уверен, что они там очень уж занимаются локализацией. Там все достаточно связано: в компаниях, с которыми я работал на Западе (в Германии, Италии), как правило, комплектация узлов оборудования может происходить и в Швейцарии, и в Голландии. Там очень много работ делают по аутсорсингу и покупные детали у них по всей Европе, поэтому я не думаю, что у них степень локализации, если брать каждую отдельную страну, такая уж серьезная и соответствует нашим нынешним потребностям. Поэтому вряд ли нам их опыт пригодится в полной мере.

«В.А.»: Я так понимаю, что мы сегодня на пороге новых открытий, новых шагов машиностроителей, которые сегодня проторивают дорогу первыми?

Р.К.: В известной степени да, потому что сейчас мы все должны понять, что если не будет российского продукта, то с западным будет все напряженнее и тяжелее. Санкции будут только ужесточаться и получение комплектующих будет с каждым годом все сложнее. Есть путь, который все понимают – через Азию, но он тоже требует очень серьезной проработки, потому что для того, чтобы понимать, что получаешь, нужно очень четко следить за всеми этапами изготовления тех комплектующих, которые мы оттуда хотим получать. Если просто довериться, мы будем получать то, что в результате потом просто не будет работать.

«В.А.»: Какие основные проблемы 2018 года вы могли бы выделить в отрасли? У нас постоянно меняется ракурс: были СПГ, импортозамещение, была локализация, в свое время были такие слова как «энергоэффективность» и «нанотехнологии.» Что может быть сегодня?

ООО «ЗСПА» (НОРРЕКСИМ).  Интервью с главным инженером Романом Александровичем Киржнером: Немного о стандартизации API и ГОСТ в России и ее проблемах

Р.К.: Вы же знаете, сейчас заводы развивают СПГ. Я думаю, что на ближайшее время это будет основное направление. Надо заниматься криогенной техникой, сжижением газа, потому что в этом нас сейчас пытаются обогнать. Поэтому появился «Ямал СПГ» и будут другие аналогичные заводы. Надо участвовать в этом изготовлении, в создании новых изделий, потому что от импорта нужно постепенно уходить. Я думаю, что основным направлением будет СПГ.

«В.А.»: Как вы относитесь к тому, что сегодня многие крупные заказчики, такие как «Сибур», «ЛУКОЙЛ», начинают сами становиться EPC-подрядчиками? Вообще это реальность – стать лицензиаром для собственных проектов или просто попытка уйти от зарубежной зависимости?

Р.К.: Да нет, я полагаю, это просто экономия средств. Я думаю, они в состоянии сами быть EPC-подрядчиками, просто это необходимость сейчас – в данной ситуации экономить средства. Считаю, только с этим связано.

«В.А.»: Но пойдет ход этому делу или это опять просто закончится перепродажей?

Р.К.: Я думаю, что пойдет. Как только они у себя это освоят, все эти промежуточные компании отпадут. А зачем иметь постороннего EPC-подрядчика, когда можно иметь у себя? Опять же если EPC-подрядчик, это не значит, что он сам делает – он координирует того, другого, третьего. А почему этого не могут сделать в самих компаниях?.. Я думаю, что это приживется.

«В.А.»: Но все-таки напрашивается вопрос про лицензиаров: означает ли, что будут экономить и на лицензиарах, на проектах?

Р.К.: Я думаю, что будут и на лицензиарах экономить. В конце концов, мы большая страна, неужели мы не можем вложить деньги и разрабатывать какие-то проекты своими силами? Конечно, когда есть уже готовые проекты, вкладывать в свои не имело смысла. Но я думаю, что сейчас вполне можно это делать. Хотя в необходимых отраслях нужны иностранные лицензиары, как на Амурском ГПЗ, например.

«В.А.»: А почему сегодня российские арматуростроители во многом ориентируются на зарубежных лицензиаров?

Р.К.: Это, наверное, вопрос не к нам: мы поставщики оборудования. Это вопрос к заказчикам. А что у них находится в голове, я, к сожалению, не могу сказать и не знаю, как их аналитические центры планируют работу и чем они собираются заниматься. Мы готовы работать с любыми компаниями и заказчиками.

«В.А.»: Как вы относитесь к системе стандартизации? Немного затронем тот самый больной вопрос, про ГОСТ 33259, фланцевый. Несколько слов об этом.

ООО «ЗСПА» (НОРРЕКСИМ).  Интервью с главным инженером Романом Александровичем Киржнером: Немного о стандартизации API и ГОСТ в России и ее проблемах

Р.К.: Все помнят времена, когда ГОСТы были обязательными, несоответствие их требованиям преследовалось по закону. Сейчас ГОСТы не все обязательны и имеют рекомендательный характер. И если взять ГОСТ 33259, то в принципе его нет в ТР ТСе (Технический регламент Таможенного союза – прим. ред.). То есть, вообще говоря, ГОСТ необязателен. Но ГОСТы приносят огромную пользу: их можно использовать как доказательную базу, потому что это проработано многими специалистами, они предложили какие-то свои рекомендации. Либо я должен что-то выдумывать, либо я беру ГОСТ.

Может быть, не все всегда гладко, но, как правило, когда делают стандарты, их рассылают для рецензии специалистам, и бывает много замечаний. Замечания разные, одни специалисты заметили одно, другие другое. Чем шире будет круг этих специалистов, обсуждающих стандарт, тем лучше он будет. А иначе получится так: ГОСТ Р-503402 был у меня на рецензии, я его до конца не дочитал, написал положительный отзыв, а потом, когда начал пользоваться, нашел ошибки в формулах. Признали, исправили, и когда новый ГОСТ вышел, там эти формулы уже были исправлены. В любом случае мне не надо искать в литературе, я беру ГОСТ и там все эти формулы есть. Мне нужно по- считать на прочность – я беру ГОСТ Р 52857 со всеми имеющимися таблицами. Что-то я еще с другими документами сравниваю. Но польза, конечно, несомненная и огромная. Без этих документов было бы очень тяжело, на мой взгляд.

«В.А.»: Только одна боль: что ГОСТ сегодня рекомендательный характер носит, не основополагающий.

Р.К.: Рекомендательный, да. Но если взять, например, ГОСТ на краны Р-56001 на сегодняшний день, то он является единственным действующим стандартом. Если его сравнивать со старым ГОСТом, то, к сожалению, почему-то некоторые интересные требования не вошли в новую редакцию. Тем не менее, в старом стандарте остались требования, которые надо соблюдать.

«В.А.»: Насколько я знаю, новый ГОСТ на шаровые краны разрабатывался ассоциацией «Некоммерческое Партнерство «РосТепло» и разрабатывали его изготовители разных сторон. К сожалению, ГОСТ на фланцы непонятно кем разрабатывался и согласовывался не изготовителями, а очень сомнительными компаниями … Это большая проблема.

ООО «ЗСПА» (НОРРЕКСИМ).  Интервью с главным инженером Романом Александровичем Киржнером: Немного о стандартизации API и ГОСТ в России и ее проблемах

Р.К.: Для этого есть технические комитеты, тот же 259-й, это все они должны контролировать. Они работают со всеми арматурными заводами, рассылают стандарты на рецензию, у них там нормально поставлен процесс. Но я еще раз говорю, чем больше таких экспертов, тем лучше получается документ. Потому что все читают ГОСТы, потом смотришь сводку – принимают замечания многих, но у всех они разные. Когда внимательно люди читают, кто-то одно замечает, кто-то другое. В эксплуатации это очень важно, когда правильно сделан стандарт.

«В.А.»: Я думаю, что мы вместе, коллегиально, и с вами в том числе будем решать эту проблему. «Вестник арматуростроителя» и портал Armtorg.ru всегда пишет об актуальных темах и о том, что есть. Роман Александрович, спасибо вам большое. Ваши пожелания партнерам, друзьям, коллегам.

Р.К.: Успеха, всем только успеха, здоровья, благополучия, и чтобы были заказы, чтобы мы деньги зарабатывали: когда есть заказы, есть деньги, это очень хорошо.

«В.А.»: От нас примите пожелания крепкого здоровья и конечно, долголетия и роста. Удачи вам, до новых встреч!

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 4 (46) 2018

Метки Газпром Арматуростроение трубопроводная арматура шаровые краны Норрексим ЗСПА интервью краны ГОСТ 33259-2015 фланцевые интервью с выставки гост р 52857

Смотрите также:
Представители ООО «Газпром межрегионгаз» высоко оценили организацию процесса производства в УЗТПА Представители ООО «Газпром межрегионгаз» высоко оценили организацию процесса...
Генеральный директор ООО «УЗТПА» Жиравов Дмитрий Вячеславович провёл совещание с представителями компании «Газпром межрегионгаз».
Корпорация АК «ЭСКМ» осуществила поставку первой партии задвижек ВД Ду500 для Курской АЭС-2 Корпорация АК «ЭСКМ» осуществила поставку первой партии задвижек ВД Ду500 для Курской...
ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» поставило первую партию задвижек ВД Ду500 (4 шт.) для Курской АЭС-2. Мероприятия осуществлены в рамках исполнения договора между ООО «Корпорация АК «ЭСКМ» и АО «Атомстройэкспорт» на поставку трубопроводной арматуры.
Руководство ПП «Мехмаш» провело переговоры в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия» Руководство ПП «Мехмаш» провело переговоры в рамках международной промышленной выставки...
Делегация Тульской области, включающая руководство ПП «Мехмаш», провела переговоры с министерствами транспорта, энергетики; инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана, а также делегацией Наманганской области и др.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)