Уважаемые коллеги и друзья! Мы представляем вашему вниманию материал, в котором речь пойдет о государственном стандарте и национальной системе сертификации ГОСТ Р. Статья опубликована в третьем выпуске журнала «Вестник арматуростроителя».
Традиционно тема стандартизации и развития систем сертификации продукции и услуг в отрасли арматуростроения является актуальной для сайта медиагруппы ARMTORG. Статьи по этой тематике регулярно присутствуют на страницах журнала «Вестник арматуростроителя», освещая различные проблемы и/или успехи в развитии стандартизации и метрологии, совершенствовании методов сертификации и использовании этих сертификатов для получения положительных результатов развития арматуростроения.
В силу новостной специфики издания журналисты отслеживают влияние качества сертификации в отрасли на расширения отечественного рынка, завоевания новых территорий сбыта продукции и услуг наших производителей. Вроде бы все хорошо, все процессы, происходящие в этой области, достаточно освещаются в новостях и тематических материалах специалистов и производственников, но как всегда есть одно «но»… И это «но» очень трудно вынести в медийную плоскость освещения и обсуждения, с одной стороны, ввиду его значимости для промышленности, с другой стороны, ввиду его задекларированности и некоторой, на наш взгляд, нелогичности изменений. Речь пойдет о государственном стандарте и национальной системе сертификации ГОСТ Р, сейчас почти забытой и отодвинутой системой сертификации на соответствие Техническим регламентам Таможенного союза, которые начали действовать с 2012 года.
Большая часть продукции, производимой в Российской Федерации, сегодня выведена за рамки обязательной сертификации по системе ГОСТ Р. Последние изменения по перечню товаров обязательной сертификации были опубликованы в 2019 году, а основной порядок и правила применения обязательной и добровольной сертификации регламентировались Постановлением Правительства РФ № 982 в 2009 году. Все эти документы и изменения в порядках сертификации привели к тому, что в настоящее время сертификаты соответствия ГОСТ Р (в голубых и желтых бланках) почти не имеют хождения в практическом кругу обращения товаров на рынке. Мы не ставим себе целью рассмотрение нюансов систем сертификации, сравнение их преимуществ или недостатков, применявшихся ранее или наиболее используемых сейчас. Это пусть определяют участники рынка, которые ежедневно погружены в них. Или пусть это будет отдано на откуп той самой «невидимой руке рынка», которая якобы оставляет лучшее и отметает отжившее. Нас заинтересовала тема национальной системы сертификации тем, что она фактически бесконтрольна и, кажется, брошена в угоду развития систем сертификации, ориентированной на межгосударственные соглашения и международные товарно-рыночные отношения.
Вместе с тем работая с новостными материалами по теме арматуростроения в России и касаясь контента относительно сертификации, «поисковые машины» в российском сегменте интернета выдают в первую очередь большое количество предложений от многочисленных (более 1100) аккредитованных центров по услугам в области сертификации продукции самых разных систем. Тут присутствуют санитарные, пожарные, технические регламенты, системы управления качеством и многие другие сертификаты. И как-то скромненько всюду присутствует сертификация в системе ГОСТ Р. Причем стоимость работ по сертификации в ГОСТ Р, как правило, ниже всех других систем. Ну что же, может быть система отживает свое? А что тогда приходит на замену в ранге национальной системы сертификации продукции и услуг?
Находясь в постоянном контакте с многими производителями трубопроводной арматуры, нам представилась возможность получить их мнение об использовании сертификатов системы ГОСТ Р. Большинство ими не пользуется давно, а некоторые говорят, что даже не слышали о ГОСТ Р или где-то читали, что этот ГОСТ Р мертв! Большинство заявляют о том, что их предприятия используют сертификаты системы ТР ТС (сертификаты соответствия Техническим регламентам Таможенного союза), которые сейчас обязательны для совершения торгово-экономических операций в рамках единого экономического пространства стран, входящих в Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Армения, Кыргызстан и планирующиеся Сирия, Тунис и, возможно, Турция) и достаточны для оборота товаров на внутренних рынках этих стран. Но сертификат соответствия системы ГОСТ Р на территории Российской Федерации не отменен и может использоваться. Изучая список товаров на 2019 год, на которые получение сертификата соответствия ГОСТ Р обязательно в настоящее время, мы не видим товаров группы «Промышленной трубопроводной арматуры», которые первоначально были в перечне в приложении к Постановлению Правительства РФ № 982 от 2009 года. Обязательность сертификата ГОСТ Р для арматуростроителей в России отпала. На смену ему пришел сертификат соответствия ТР ТС (Технический регламент Таможенного союза). И из технических и товаросопроводительных документов, а также с обязательных этикеток, шильдиков и маркировок пропал значок «РСТ», а вместо него появился значок «ЕАС». Вроде все обычно, похоже на прогресс и действие законов технического развития производств и рынка, своеобразный такой «технический дарвинизм» – более новые, сильные, продвинутые вытесняют менее приспособленных и продвинутых. Но в ситуации с ГОСТ Р и ТР ТС это больше похоже на спецоперацию технической бюрократии, которая выстраивает систему взаимодействия рынков экономически интересованных и взаимосвязанных стран. Нужно было упорядочить стандарты этих стран в единую систему, устраивающую всех участников межгосударственных отношений, вернее, даже сделать единообразный документооборот подтверждения соответствия товаров на рынках этих стран взаимоприемлемым стандартам качества и безопасности. Вероятно, за основу были взяты национальные стандарты стран-участниц. И, видимо, российские стандарты были в этом процессе основными, т. к. остальные страны все же по сути своей были менее индустриально продвинуты в техническом прогрессе, нисколько не умаляя их технического и интеллектуального потенциала. Так, в угоду межгосударственного сотрудничества и договоренностей, видимо, и был фактически похоронен знак качества и безопасности «РСТ», а также национальная система сертификации соответствия ГОСТ Р. Остался только небольшой список товаров, подлежащих обязательной сертификации в ГОСТ Р, но трубопроводной арматуры в нем нет. Осталась только оговорка, что при необходимости заявитель может в добровольном порядке сертифицировать свою продукцию в этой системе. И получить сертификат на голубом бланке (так выделяется добровольный принцип сертификации). На сайтах сертификационных центров поясняют назначение таких сертификатов только презентативными целями и желанием повысить доверие к своей продукции со стороны потребителей для большего подтверждения качества. Ведь не секрет, что многие стандарты (ГОСТы) в Российской Федерации имеют более высокий технический уровень и более жесткие нормы, чем те, что используются за рубежом, об этом мы знаем от специалистов в этой области, которые в том числе публиковались на наших ресурсах. А была ли эта система ГОСТ Р и знак «РСТ» знаком качества? Сказать трудно. По сути и содержанию, видимо, да, а вот по реализации, похоже, нет. Доверие к системе существовало, если бы не многочисленные «липовые» и неучтенные сертификаты, которые плодили многочисленные сертификационные центры, которые поставили это на поток. Учет и контроль за процессом сертификации так и не были до конца реализованы. Странным является даже то, что сегодня очень затруднительным представляется выяснение подлинности сертификата системы ГОСТ Р.
В России все сертификаты и декларации соответствия должны вноситься в реестр, который ведет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), входящая в ведение Министерства экономического развития РФ. Но, со слов многих наших партнеров и по пояснениям на сайтах аккредитованных центров по сертификации, не всегда можно получить достоверную информацию с публичного реестра сертификатов на сайте Росаккредитации. Многие сложности и нюансы скрываются в добросовестности аккредитованных центров по сертификации, которые могут по разным причинам не внести информацию по оформленным сертификатам, объясняя это отсутствием необходимых номерных бланков (тех самых голубых или желтых) либо проблемами со списком товаров в соответствии с кодами ОКПД 2 (проблема, которая возникла в 2007 году и просуществовала практически до 2019 года) и прочих других неприятностей, преследующих сертификаты соответствия ГОСТ Р.
Резюмируя все это, получается, что система сертификации ГОСТ Р не давала гарантий качества, соответственно, не могла быть эквивалентна 100 % ЗНАКУ КАЧЕСТВА в том смысле, в котором мы как потребители хотели бы его видеть. И проблема была в ненадлежащей и не публичной системе контроля за выдачей таких сертификатов. И пришедшая на смену ГОСТ Р система сертификации ТР ТС использует практически ту же систему контроля, используя только то, что меняют образцы и цвет бланков, а также разные варианты написания названия сертификатов и систем сертификации, и дополнительно еще более расширив количество аккредитованных центров по сертификации, включая центры на территориях государств, входящих в Таможенный союз.
Стоит теперь задать вопрос: а что будет с нашей национальной системой сертификации? Понятно, ТР ТС – это инструмент для единого рынка Таможенного союза четырех государств, который обеспечивает единообразие стандартов качества и безопасности продукции. Он необходим для торговли, логистики и в небольшой мере для производства, но не более того, т. к. ни одно из государств, входящих в этот союз, не является полноценно развитым индустриальным государством, обладающим существенным потенциалом роста индустриального производства, где бы стандартизация и метрология имели перспективы развития. Россия – единственная страна, которая сейчас в сложное время мировых и гуманитарно-эпидемиологических кризисов имеет тренд на развитие, что стало возможным благодаря многопрофильному индустриальному производству, начиная от сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности к машиностроению во всех областях применения (от энергетического до космического), военно-промышленного комплекса, производства наукоемких технологий атомной промышленности и сложнейших инфраструктурных проектов, в т. ч. и в трубопроводном транспорте и его запорно-регулирующей арматуре, отрасли которой представляет наше издание. Наш российский опыт в развитии стандартов может и должен иметь свою систему стандартизации и свою отличительную символику, характеризующую действительно КАЧЕСТВО нашей продукции. И вместе с тем она не должна повторять ошибок предыдущих или аналогичных ныне действующих систем сертификации.
Только не нужно говорить, что достаточно в маркировках товаров добавить «Сделано в России» с разными милыми добавлениями про любовь и качество, а на шильдиках оборудования проставить обязательную маркировку «ЕАС» – это сильно изменит качество и отношение к продукции или к производителю. Качество – это бренд! Например, часто европейское качество – это бренд производителя, закрепленный системой сертификации «СЕ». Без маркировки «СЕ» ничего в Европе, например, производить и продавать невозможно. Вот и получается в комплексе: бренд производителя и знак «СЕ» равно «ЗНАК КАЧЕСТВА» европейской продукции. Так должно быть и в России. Только без бюрократических бумажных сертификатов и «серых» сертификационных центров, а грамотный и понятный реестр всех сертификатов, легко считываемый QR-код, ведущий в открытый реестр этих сертификатов, вместо липовых «копий цветных бланков». И все это должно опираться на высочайшие отечественные стандарты, на которые и могут ориентироваться все остальные технические регламенты. Запущена и работает система сертификации для Таможенного союза, устраивает участников рынка этого межгосударственного соглашения – ХОРОШО. Почему же аналогичным образом не может быть организовано сопровождение сертификатом соответствия национальным стандартам оборота товаров и оказания услуг на территории России? Однозначно, это можно сделать. И принятие общих правил на рынке о приоритете товаров, защищенных национальной системой сертификации перед всеми остальными системами, например, при осуществлении госзакупок или при организации тендеров предприятиями, которые реализуют сложные и ответственные проекты для российской экономики. Такие мероприятия в области развития системы сертификации на национальном уровне дадут серьезный имиджевый и репутационный скачок для российских производителей отечественной продукции перед всем остальным валом товаров, которые заполняют рыночное пространство и не всегда соответствуют самым высоким требованиям качества и безопасности.
Производители трубопроводной арматуры в России с началом этапа импортозамещения постепенно освоили достаточно компетенций по производству и обслуживанию самой совершенной и сложной продукции отрасли. Наработаны и внедрены высочайшие стандарты в арматуростроении. Надо просто закрепить это в национальной системе сертификации. Сертификация по ТР ТС (или её разновидности) пусть так и остается для оборота со странами, с которыми договорились о такой процедуре, а в России высшим знаком качества должна стать своя национальная система обеспечения качества и безопасности продукции и услуг. Как в известной шутке: «Кесарю кесарево, а слесарю – слесарево!»
Рассмотрим мнения различных экспертов относительно сертификации: