вид  
3 Мая 2025г, Суббота€ — 92.8370,  $ — 81.4933загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

ООО «Арматура ГмбХ». Ефимов Марк. Комбинированные затворы: что предлагает потребителям российский рынок?

4 Августа 2021
ООО «Арматура ГмбХ». Ефимов Марк. Комбинированные затворы: что предлагает потребителям российский рынок?
В четвертом выпуске журнала «Вестник арматуростроителя» представлена статья о том, что предлагает потребителям российский рынок комбинированных затворов. Автором стал представитель ООО «Арматура ГмбХ» Марк Ефимов, соавтор – технический директор HYDROMAT Славко Цанюга.

В 32-м номере «Вестника арматуростроителя» был опубликован материал «Современные арматурные решения для насосных станций: комбинированные затворы MIV V3-06H с приводами типа HAWL HYDROMAT». С каждым годом такие многофункциональные арматуры становятся все более популярными, нежели старое классическое решение – запорный затвор с электроприводом плюс обратный затвор с демпферами.

Напомним читателям, в чем преимущество комбинированных затворов (комбозатворов, комбоарматуры или комбоклапанов) в сравнении со старыми классическими решениями, а также поговорим о недостатках конструкций, часто предлагаемых на рынке под видом комбинированных затворов.

Как и в случае с любыми другими видами арматурами, здесь также есть более дешевые решения, которые сложно назвать надежными и удачными. Будучи ярыми автолюбителями, авторы статьи считают, что между различными комбинированными затворами можно провести такую же аналогию, как между хорошими и плохими автомобильными тормозами, чтобы даже неискушенному читателю сразу стала понятна разница.

Комбинированные затворы, что тормоза, схожи между собой тем, что рассеивают энергию вращательного движения вала/колеса в нужный момент, переводя ее в другие виды энергии. Мы знаем, что бывают плохие тормоза, которые в критический момент откажут и не справятся со своей задачей, что не позволит предотвратить наступление аварийного случая – точно так же может случиться и с комбинированными затворами.
ООО «Арматура ГмбХ». Ефимов Марк. Комбинированные затворы: что предлагает потребителям российский рынок?

В обоих случаях правильная работа в аварийной ситуации может быть связана с сохранением человеческих жизней и эксплуатируемого дорогостоящего оборудования. Для начала пробежимся коротко по преимуществам, которые предлагают комбинированные затворы, после чего расскажем о некоторых неудачных решениях, которые предлагаются и используются (чаще в силу низкой цены) на рынке.

Экономия места в насосной станции. Между обратным затвором и дисковым запорным затвором по-хорошему нужно оставлять расстояние 5хDN (11 метров, например для Ду2200), так как поток сразу после затвора идет с образованием турбулентностей, что приводит к тому, что стоящая следом другая дисковая арматура получает негативную нагрузку на диск (расшатывание крепления) и другие свои части.

Меньшие потери давления: у обратного затвора, в зависимости от скорости потока, диск болтается открытым 30-60 градусов, как правило. Это потери мощности насосов (огромные цифры), рычаги с грузами на дозакрытие усугубляют ситуацию. У комбоклапана в рабочем положении диск фиксируется соленоидом в положении полностью открыто – 90 градусов, потери давления минимизированы.

Хорошая герметичность комбинированных затворов, как правило, класса А. Обратный затвор может неплотно закрываться, а это протечки. Стоимость хорошего комбинированного затвора ниже, чем стоимость двух хороших арматур – запорного затвора и обратного затвора с демпферами.

Комбинированный затвор предлагает широкие возможности по настройке и сопряжению с режимами работы насосов. Комбозатвор можно настроить на открытие по времени начала работы насосов, с задержкой, также в зависимости от требуемого рабочего давления до клапана. Это можно сделать в том числе по месту через современное ПО и электронику привода, включая ПЗУ – данные о режимах работы арматуры всегда доступны, в том числе (опционально) через «облако».

Комбинированный затвор предлагает широкие возможности по управлению демпфированием при закрытии – двух- или трехступенчатое демпфирование, скорость закрытия настраивается. При этом комбинированный затвор, к слову Ду2200, может одномоментно (кратковременный, но опасный скачок давления – нагрузки на диск) демпфировать момент при закрытии до 500 000 Нм.

С этим справится и обратный затвор с демпфирующими устройствами, но при условии, что он с запасом прочности и имеет хорошую родословную (от производителя с хорошим опытом производства таких арматур, в том числе таких типоразмеров).

ООО «Арматура ГмбХ». Ефимов Марк. Комбинированные затворы: что предлагает потребителям российский рынок?

Авторы несильно промажут, если скажут, что история комбинированных затворов на российском рынке началась с 2005-2010 годов, когда пришедшие на российский рынок европейские-немецкие компании начали продвигать такие решения через проектные организации, а также в составе оборудования, поставляемого на электростанции зарубежными компаниями, среди которых были турбиностроители (ALSTOM, SIEMENS, Voith Hydro и др.) и производители промышленных насосов.

ООО «Арматура ГмбХ». Ефимов Марк. Комбинированные затворы: что предлагает потребителям российский рынок?

Так как проектным организациям поначалу рациональным подходом казались меньшие расходы на закупку оборудования, то хорошие комбинированные затворы на базе 2-эксцентриковых затворов проигрывали в цене малоизвестным фирмам – производителям затворов и обратной арматуры с обычным (классическим, в виде гидроцилиндра на фундаменте) гидротормозом. Однако опыт эксплуатации и тех, и других решений показал пользу современных арматур.

Итак, коротко об основных чертах неудачных конструкций комбозатворов. Такая конструкция чаще всего имеет только один гидроцилиндр с плохим сцеплением с шатуном, вал клапана в месте установки шатуна гидроцилиндра не имеет контрподшипникa и поэтому при высоких нагрузках, особенно при ударных нагрузках, которые могут возникнуть в случае гидроудара, при защите насоса происходит (может происходить):

• изгиб вала затвора (нарушение герметичности, заклинивание, деформация);

• большая нагрузка на посадочные места подшипников;
• более быстрый износ уплотнений арматуры;
• ограничение размещения большего веса означает ограничение крутящего момента и снижение надежности в случае аварийного закрытия клапана (при этом в данном месте не рассматривается вариант с дополнительным усилием на закрытие от гидроаккумуляторов);
• ограничение возможностей управления при использовании клапанов, например при запуске насосов;
• отсутствует решаемая механическая блокировка диска клапана в случае обслуживания арматуры и других нужд (имеется в виду вариант блокировки через привод);
• также необходимо отметить важность подготовки фундамента – специальной дополнительной опоры гидроцилиндра (специальный бетонный фундамент или дополнительная сварная конструкция на самом корпусе клапана).

При этом нельзя не отметить, что, если арматура будет жестко соединена с фундаментом, то необходимо предусмотреть применение двух хороших компенсаторов, чтобы снизить негативные нагрузки от тяжелых трубопроводов на комбозатвор, которые стремятся использовать его как опору. В случае, если арматура не жестко крепилась бы к фундаменту, нагрузки были бы в значительной степени нивелированы, в том числе достаточным использованием одного компенсатора (вместо двух).

ООО «Арматура ГмбХ». Ефимов Марк. Комбинированные затворы: что предлагает потребителям российский рынок?

Особенно высокие нагрузки могут возникнуть, если управление клапаном выполняется только одним гидроцилиндром. Все эти недостатки значительно сокращают срок службы клапана и ограничивают его возможности управления потоком, увеличивают стоимость монтажа, ремонта, сроки останова станции для ремонта-замены, ограничивают гибкость применения и установки.

Что говорить, если речь идет об установке комбозатворов на насосных станциях в условиях с повышенной сейсмоактивностью. Ненадежная конструкция в результате ускорений и вибраций от сейсмических толчков грозится разрушить арматуру – гидроцилиндр, рычаг с грузом, что в итоге выльется в то, что арматура не выполнит свою основную функцию в нужный момент. Специалисты фирмы MIV и HYDROMAT имеют достаточный опыт проектирования и поставок комбозатворов для районов с повышенной сейсмоактивностью.

ООО «Арматура ГмбХ». Ефимов Марк. Комбинированные затворы: что предлагает потребителям российский рынок?

В качестве примеров приведем два решения, предлагаемых компаниями для таких регионов. Первый вариант предусматривает уменьшенный груз и рычаг на дозакрытие в комбинации с гидроаккумулятором для дополнительного усилия на закрытие, второй вариант – решение исключительно на базе гидроаккумуляторов: основного и запасного.

При этом первый вариант видится более предпочтительным в случае, если проведенное моделирование и сейсморасчеты предварительно показывают, что арматура в условиях заданных максимальных для данного региона значений силы землетрясения по шкале Рихтера будет сохранять целостность и работоспособность. Все-таки комбинация механики (сила гравитации) и гидравлики предпочтительнее, чем решение чисто на гидравлике.

Отдельно нужно отметить, что современная электроника привода превращает комбозатвор (рис. 7) по сути в отдельную самостоятельную единицу – оборудование, предоставляя оператору по месту широкие возможности по программированию алгоритмов работы комбоарматур в связке с насосным оборудованием, с возможностью отправки отчетов по состоянию на смартфон и записью режимов работы в ПЗУ. Чего пользователю, увы, не предложат решения, упомянутые выше, но также называемые комбинированными затворами (клапанами).

Кроме того, для регионов с повышенной сейсмоактивностью рекомендуется, чтобы большие клапаны, особенно те, которые выполняют функцию защиты от гидроударoв, были выполнены с двумя гидроцилиндрами, расположенными с обеих сторон, с обязательным контрподшипником штока цилиндра.

В очередной раз хочется подытожить статью напоминанием – моралью для читателя. Переиначим «скупой платит дважды» (в случае с хорошими комбинированными затворами такие же хорошие затворы в паре с обратными затворами отнюдь недешевы, наоборот, комбозатвор будет дешевле) во «внимательный читатель «Вестника арматуростроителя», используя рекомендации и опыт авторов журнала, всегда будет платить меньше, сэкономив, прежде всего, на эксплуатации, ремонте и снизив до минимума риски крупных аварий, когда на кону могут стоять и человеческие жизни, и стабильная хорошая экологическая ситуация в районе, в том числе продолжительностью десятки, а может, и сотни лет».

Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, № 4 (66)


Метки Вестник Арматуростроителя журнал журнал Вестник арматуростроителя статьи Медиагруппа ARMTORG трубопроводная арматура запорная арматура комбинированные затворы затворы дисковые затворы обратные затворы Арматура ГмбХ HYDROMAT

Смотрите также:
Медиагруппа ARMTORG поздравляет с Днем труда! Медиагруппа ARMTORG поздравляет с Днем труда!
1 мая в России отмечается Праздник весны и труда. Официальное название установлено в 1992 году после распада СССР вместо Международного дня солидарности трудящихся.
Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG полностью переходит на площадку RUTUBE Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG полностью переходит на площадку RUTUBE
При этом Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG на YouTube сохраняется, однако новые материалы публикуются теперь на RUTUBE.

Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo в Египте Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo в Египте
Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo. Мероприятие состоится с 12 по 14 мая в Каире (Египет). Участникам выставки будут представлены актуальные выпуски журнала «Вестник арматуростроителя».
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)