вид  
22 Сентября 2025г, Понедельник€ — 98.8845,  $ — 83.5904загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Судовая арматура – элита в арматуростроительной отрасли

18 Ноября 2021
Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Судовая арматура – элита в арматуростроительной отрасли

В пятом номере журнала «Вестник арматуростроителя» представлена новая статья от медиагруппы ARMTORG. На этот раз речь пойдет о судостроительной промышленности и трубопроводной арматуре, использующейся в этой отрасли.

Трубопроводная арматура имеет множество областей применения, но сфера, вынесенная в название арматуры, только у судовой. Да, есть водопроводная арматура, есть газовая, есть и другая арматура, обозначенная названием продуктовой среды, с которой она работает. Но по области применения в отдельную группу выделена только судовая. И тот факт, почему арматуростроители примеряют для своей продукции морскую тельняшку, не случаен – это действительно специальная арматура, имеющая свои особенности проектирования и требующая своей технологии производства, зачастую сравнимая с оборудованием для космоса и атомной промышленности.

В последние два года Российская Федерация вернула себе статус морской супердержавы. Не за счет того, что стала иметь огромное количество морских судов или увеличила протяженность морской и речной судоходной логистики, а за счет того, что смогла обеспечить непревзойденный другими экономиками рост в судостроительной промышленности. Восстановив производство судов различного назначения, как гражданских, так и военных, не только на бывших судостроительных предприятиях, но и открыв новые производства в Крыму и на Дальнем Востоке. Самый бурный рост испытывает в том числе производство речных судов. Если гособоронзаказ на суда военного назначения представляет собой 100 % планового заказа на ближайшие 3-5 лет, то развитие перспективных судоходных логистических путей подталкивает частных российских и иностранных инвесторов вкладываться в российскую экономику долгосрочно в развитие производства судов гражданского назначения, причем в суммарном объеме даже выше объема гособоронзаказа.

Так, в 2020 году заказ судов гражданского сектора составил почти 126 млрд рублей, при этом военный заказ составил около 109 млрд рублей. Следует учитывать и то, что проектируются и начинают строиться суда совершенно нового класса и уровня технологической сложности. А именно с развитием Северного морского пути и освоением шельфовых месторождений перед судостроителями были поставлены задачи создания самых современных морских и речных транспортных средств ледового класса, приспособленных для круглогодичной работы в крайних северных широтах Северного морского пути и в устьях крупнейших российских рек. Для общего понимания объемов производства судов в 2020 году было заказано в проектирование и производство 10 самых крупных в мире судов-газовозов ледового класса для проекта «Арктик СПГ-2».

Всем известно также, что морская техника по своим характеристикам сродни технике, применяемой в освоении космического пространства, и что могут себе полноценно позволить космос только 5 крупнейших экономик в мире (Россия, США, КНР, ЕС и Индия). А подводная тематика 4-го поколения так вообще доступна только двум государствам в мире: США и Российской Федерации. Так что судостроение в целом и оборудование для судов в частности – это очень высокотехнологичное дело.
Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Судовая арматура – элита в арматуростроительной отрасли


Именно в этом скрыт смысл того, почему продукция арматуростроения для судов выделена в отдельную группу. Судовая арматура имеет по отношению к другим очень строгие специфические требования к прочностным характеристикам, к массогабаритным параметрам, к особой коррозионной стойкости в агрессивной среде, жесточайшие требования к уплотнениям и герметизации, особенные приводы и системы управления регулирующей и запорной арматуры, современнейшие способы и методы защитных покрытий корпусов и деталей арматуры. Судовая арматура – это элита в арматуростроительной отрасли!

Если обратиться к данным медийного профильного журнала korabel.ru, то в России отношение к производству, реализации и обслуживанию судовой арматуры имеют 284 предприятия. И только чуть больше 50 из них собственно производят эту самую арматуру. Наиболее известные из отечественных производителей судовой арматуры:

• АО «Машиностроительный завод «Армалит» (г. Санкт-Петербург);
• ООО «Компания «Кронштадт»» (г. Санкт-Петербург);
• АО «Атомэнергомаш» (г. Москва);
• ОАО «Завод «Буревестник» (г. Гатчина);
• ПАО «Аскольд» (г. Арсеньев);
• ЗАО ЦКБА НПФ (г. Санкт-Петербург);
• ОАО «Пензенский Арматурный Завод» (г. Пенза).

Это основные производители трубопроводной арматуры в Российской Федерации, причем, по данным издательства «Деловой Петербург» (dp.ru), трем компаниям из этого списка – «Армалит», «Буревестник» и «Аскольд» – принадлежало до 2020 года 75 % объема заказов и производства судовой арматуры в России.

Сегодня это очень хорошо оснащенные технологическим оборудованием современные предприятия, которые кроме собственно производства занимаются разработкой новых изделий и имеют научно-исследовательский задел для перспективы развития предприятия. Они часто становятся ньюсмейкерами отраслевых новостных лент СМИ. Медийное издание Mil.Press (flotprom.ru) в 2019 году посвятило предприятию «Армалит» целый цикл публикаций, рассказывающих о его производственной структуре, особенностях технологий, применяемых в цехах, о новых разработках трубопроводной арматуры, предназначенной для судостроения.

Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Судовая арматура – элита в арматуростроительной отрасли
Этот спецпроект показал, что «Армалит» – очень современное и продвинутое предприятие, полностью соответствующее самым передовым мировым стандартам, имеющее на вооружении роботизированные инструментальные производственные линии, компетентный профессиональный персонал и большой задел НИОКР по теме судовой арматуры. А иначе и быть не может! Ведь судовая трубопроводная арматура – это очень важный элемент в конструкции морских и речных судов.


По данным уже упоминавшегося издания «Деловой Петербург» (dp.ru), судовая арматура занимает до 10-15 % в общей стоимости судна. А современное судно – это сложная система трубопроводов с арматурными узлами, предназначение которых – это обеспечение функциональности и безопасности корабля, его живучесть.

Также судовая арматура обеспечивает сохранность перевозимых грузов и возможности грузовых операций с ними (погрузка/разгрузка, вентилирование и циркулирование и т. д.). Судовая арматура включает в себя практически все виды арматуры, применяемой на общестроительных объектах в нефтехимической, теплоэнергетической и труботранспортной отраслях промышленности. За исключением того, что для судовой арматуры приходится учитывать тот факт ее работы в сложных условиях агрессивной внешней и внутренней среды. К конструкции и материалам, из которых арматура изготавливается, предъявляются особо жесткие требования. Минимум детали и комплектующие трубопроводной арматуры морских и речных судов должны иметь:

• повышенную надежность и прочность конструктива;
• высокую коррозионную стойкость;
• способность выдерживать химическую деструкцию;
• возможность перенесения гидравлических ударов и вибронагрузки;
• малошумность.

Классификация судовой арматуры по назначению практически не отличается от обычной:

Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Судовая арматура – элита в арматуростроительной отрасли

• регулирующая арматура корректирует или поддерживает заданные параметры рабочей среды;
• запорная арматура позволяет отключать и изменяет направление движения среды в трубопроводной системе;
• предохранительная арматура обеспечивает защиту системы трубопроводов или отдельных ее участков от утечек и повреждений;
• контрольная арматура осуществляет контроль и нормализацию параметров рабочих сред.

Самой распространенной судовой арматурой является запорная. Еще одним отличием судовой арматуры от обычной являются особенности конструкции приводов, они могут иметь:


• ручной привод;
• механический (электрический, пневматический, гидравлический, электромагнитный) привод;
• дистанционный привод.

Благодаря электрическому и дистанционному приводу современные средства автоматизации позволяют все управление арматурой осуществлять не просто на расстоянии, но и по специальным алгоритмам, заложенным в комплекс управления судном.

И конечно, главным отличием судовой арматуры являются материалы, из которых она изготавливается. Это материалы с улучшенными антикоррозионными свойствами, более легкие и износостойкие:

• нержавеющая сталь;
• титан;
• специальные сплавы с особыми характеристиками.

Применение таких материалов имеет существенное значение на формирование стоимости судовой арматуры. Она часто в разы дороже простой. Так, приходится платить за увеличившуюся также в разы безопасность и долговечность такой арматуры. Но без этих крайних качеств невозможна эксплуатация морских и речных судов. Таким образом, получается, что разработка и производство судовой арматуры являются чем-то в виде верха технического и технологического совершенства в арматуростроении. Своеобразный «хайенд» (hi-end) в конструкции и качестве. Это тот уровень, которым владеют лучшие представители отрасли и ориентир для всех остальных участников рынка арматуростроения. Но конечно, нельзя не упомянуть о применении судовой арматуры на военных кораблях и подводных лодках.

Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Судовая арматура – элита в арматуростроительной отрасли
Военное ведомство сейчас является самым стабильным заказчиком судостроительной продукции. И уровень совершенства этих кораблей и субмарин как раз находится на самом пике совершенства. Под заказ военных работают и арматуростроительные предприятия. Чаще всего упоминание судовой арматуры в новостях проходит на пару с событиями, происходящими в Военно-Морском Флоте РФ. Так, в начале лета Мурманское подразделение ПАО «Аскольд» (служба по ремонту и сервису арматуры и судового оборудования) проводило работы по техническому обслуживанию и ремонту арматуры воздухопроводов различных систем подводных лодок атомных и дизель-электрических для подготовки этих субмарин к военно-морскому параду в Санкт-Петербурге в честь Дня Военно-Морского Флота России.


Это публичное яркое событие, о котором военные сообщают открыто. А большие объемы работ по судам этого ведомства конечно являются закрытыми. И, соответственно, приходится довольствоваться косвенными показателями производственной активности производителей арматуры для военно-морского ведомства. Но проводимые рейтинги разными отраслевыми медиа позволяют приблизительно сравнить различных производителей судовой арматуры.

Так, например, в нашем журнале «Вестник арматуростроителя» № 3 (65) мы опубликовали рейтинг предприятий отрасли по ряду показателей качества, надежности, ремонтопригодности и нескольких критериев связанных с клиентоориентированностью. Наибольшее количество баллов в этом рейтинге на конец июля 2021 года набрало акционерное общество «Машиностроительный завод «Армалит». Это ли не показатель активной производственной и проектной деятельности?

Конечно, далеко не все предприятия имеют на сегодня возможность для таких успехов. Но на то он и рынок, и конкурентная борьба. Есть куда стремиться его участникам. И если еще и не снизятся потребности российской экономики и военного ведомства в кораблях и субмаринах, которым нужна такая арматура, то остается надежда, что развитие производственных возможностей отрасли также будет расти!

Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, № 5 (67)

Метки Вестник Арматуростроителя журнал Вестник арматуростроителя трубопроводная арматура судовая арматура судовое арматуростроение судостроение статьи Медиагруппа ARMTORG

Смотрите также:
Фото недели: испытательный комплекс «САЗ» для работы при температуре -196°C получил аттестат «Проммаш Тест Метрология» Фото недели: испытательный комплекс «САЗ» для работы при температуре -196°C получил...
В еженедельной рубрике «Фото недели» представлены кадры с производственной площадки «Саратовского арматурного завода».
На производственной площадке УЗТПА побывали студенты ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени Ю.А. Гагарина» На производственной площадке УЗТПА побывали студенты ГБПОУ МО «Люберецкий техникум...
Угрешский завод трубопроводной арматуры посетили студенты ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина».
Специалисты одного из подразделений ПАО «Газпром» провели оценку технических возможностей ПКТБА Специалисты одного из подразделений ПАО «Газпром» провели оценку технических...
На площадке ЗАО «Пензенское конструкторско-технологическое бюро арматуростроения» успешно состоялся технический аудит.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)