вид  
19 Апреля 2024г, Пятница€ — 100.5316,  $ — 94.0922загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Импорт под санкциями: белый, серый, параллельный...

22 Февраля 2023
Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Импорт под санкциями: белый, серый, параллельный...
В следующем материале из первого номера журнала «Вестник арматуростроителя» мы рассказали об особенностях импорта в условиях новых реалий.


На сегодняшний день импорт для отечественных производителей – это очень больная тема. В импортозамещении, напротив, успехи были и есть. Несмотря на это, его уровень в отрасли по разным направлениям составляет от 30 % до 70 %. Недостающие товарные позиции необходимо по-прежнему импортировать.

А кроме готовых изделий производителям необходимы комплектующие, материалы, а также сервис ранее поставленным изделиям от покинувших российский рынок западных компаний. Именно для этого летом 2022 года Правительством Российской Федерации был разрешен импорт изделий и интеллектуальной собственности тех предприятий и торговых марок, которые запретили поставки своих товаров и услуг в Россию под давлением политических санкций. Так что же все-таки из себя представляет параллельный импорт? Не станет ли он вдобавок серым или черным?

Похожее в истории России уже было! По крайней мере в начале 90-х, когда мир только-только стал однополярным, а российский рынок открылся перед западными производителями безграничными объемами, которые нужно было наполнить товаром и услугами. Именно тогда появились в российской экономической и публичной экспертной терминологии понятия о цвете и свойствах импорта.

Ранее во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) субъектов все было, как в шахматах: четкие правила и определения – импорт, экспорт, контрабанда (последнее – это когда не по правилам). И только с 90-х годов в российском профессиональном экономическом тезаурусе появились цветовые градации: белый, серый и черный. Никакого параллельного тогда не было! А то сегодня разные эксперты начали подводить под параллельный импорт цветовую дифференциацию как разновидность серого импорта. Серый импорт – это ввоз на экономическую территорию государства официальной продукции с нарушением таможенных законов или путем заведомо неправильного декларирования продукции. Это не разрешено в России, у нас не Сомали.

В июне 2022 года Правительство Российской Федерации узаконило понятие «параллельного импорта» – ввоза в страну товаров, которые мы не можем производить, пока импортозамещение буксует, либо эти товары запрещены по политическим мотивам к поставке в РФ. Это касается продукции предприятий, вышедших или временно переставших работать на рынке из-за запрета реализации своей продукции в России ввиду санкций. Схематически, очень упрощенно, параллельный импорт в России представлен на рис. 1.

Параллельный импорт подразумевает собой ввоз в страну продукции, имеющей товарный знак, под которым правообладатель запретил импорт товара в Россию. Простыми словами, импорт производится «параллельно» официальному понятию ввоза – в обход прямых поставок, через территории других стран, имеющих нейтральный или дружественный характер отношений с Россией и не применяющих санкционную политику стран, принявших практику санкций взамен конкурентной соревновательности свободного рынка. И, конечно, поставщиками этой продукции выступят компании, которые фактически будут посредниками между официальным производителем продукции и российским получателем. Это поменяет всю логистику поставок, обременит дополнительными затратами на финансовые интересы посредника и автоматически лишит фирменной сервисной поддержки продукции конечных потребителей.

Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Импорт под санкциями: белый, серый, параллельный...

В Минпромторге уже составили и утвердили списки продукции, которая разрешена для ввоза в страну по параллельной схеме. Полный актуальный перечень представлен в приказе Минпромторга № 2299 от 03.06.2022. Разумеется, объемы поставок этих товаров будут существенно уменьшены и поставляться они будут уменьшенными партиями, только по реальным потребностям российского потребителя.

Среди прочих будет уже упомянутая выше проблема – изменения в логистике. Так, путь от производителя к потребителю сейчас будет проходить через КНР, Армению, Казахстан, Киргизию, страны арабского Востока, что-то через непредсказуемую Турцию. Вопрос о законности таких поставок с точки зрения международных правил торговли и соблюдения интересов правообладателей торговых марок или другой интеллектуальной собственности не может даже стоять, хотя бы из прецедентного принципа. Согласно международным правилам торговли, все законно. В США, Канаде и Турции, например, компаниям разрешен импорт без согласия правообладателя. Но необходимость разрешения на ввоз в каждом государстве решают по-разному. В юридическом понимании это означает режим исчерпания права. Простыми словами, это значит, что правообладатель теряет право на запрет использования торговой марки и, соответственно, своей продукции, после того как продукция была введена в оборот (её начали продавать). Опыт других стран говорит о необходимости применения разрешительных режимов для легитимизации продукции, имеющей признаки нематериальной собственности, в виде патентных прав или интеллектуальной собственности на торговую марку.

Обычно таких режимов существует два вида:

1. Национальный – разрешения необходимы. Правообладатель автоматически теряет право распоряжаться своей продукцией после того, как она попадет в другую страну.
2. Международный – разрешения необязательны. Правообладатель реализовывает продукцию посреднику. Автоматически этот посредник получает право на реализацию товара в любых государствах. Правообладатель не может повлиять на судьбу товара.

Вторая схема более простая. Но национальная позволяет компаниям получить монополию – продавец сам устанавливает стоимость, определяет точки реализации, выстраивает стратегию продаж. А в международной схеме правообладатель может и обязательно будет конкурировать с реализатором. Последний режим активно использует Китайская Народная Республика.

Трансфер продукции, логистика – один из важнейших факторов, увеличивающих на финальную потребительскую стоимость конкретного товара. Платить приходится не только за доставку товара из точки А в точку В, но и за сопутствующие налоги и пошлины в странах транзита. Но если, к примеру, в ОАЭ организована свободная экономическая зона, где действуют льготные условия на таможне, то, например, через Турцию получить выгоду через транзитный параллельный импорт не получится. Из альтернатив остаются Казахстан и также страны БРИКС, те, которые не имеют таких же санкционных ограничений, как Россия.

Наибольший риск при поставках продукции с использованием параллельного импорта вызывают сопутствующие услуги и гарантийные обязательства производителей и обладателей нематериальных прав. Ведь фирменный сервис и поддержание гарантий в таких поставках не предусмотрены. В этом случае потребитель вынужден их брать на себя, опираясь на компетенции имеющихся сторонних сервисных центров, которые возьмут на себя эти функции. Все это только удорожает конечную потребительскую цену.

Повсюду в таком способе поставок продукции минусы, но се ля ви – такова жизнь. Не мы начали санкционное противостояние, не меньшее количество минусов и у тех, кто санкции ввел. Теперь все дело за устойчивостью внутренних суверенных национальных рынков, выстоят те, кто менее всего зависит от глобальных рыночных механизмов. И значит, что импортозамещение должно продолжаться. В журнале «Вестник арматуростроителя» введена новая рубрика, где представлены импортозамещаемые товарные бренды нашими арматуростроителями. Первая часть уже опубликована в предыдущем (новогоднем) номере. Часть из этих брендов входит в перечень Минпромторга к приказу по параллельному импорту.

Медиагруппа ARMTORG. Мориц М. Импорт под санкциями: белый, серый, параллельный...
Параллельный импорт должен, в частности, решить проблемы ремонта и обслуживания оборудования, которое поставлялось и уже эксплуатируется в настоящее время. Оригинальные комплектующие могут попасть на наш рынок только через такую схему. Либо ремонт будет осуществляться с использованием неоригинальных комплектующих, что для многих объектов применения арматуры имеет критическое значение для безопасности в эксплуатации инфраструктурных систем. И, конечно, для большинства потребителей важен результат ремонта – они хотят получить работоспособное оборудование. В таком виде и с такими функциональными характеристиками, которые были у нее на момент поставки и монтажа.

В этом плане все очень условно, так как некоторые неоригинальные запчасти помогают полностью восстановить устройство, вернув его работоспособность.

Риски импортеров и покупателей, покупающих товар параллельного импорта, могут быть компенсированы только компетенциями и профессиональными знаниями специалистов предприятий импортеров, которые смогут выбрать наиболее качественную и адекватную замену оригиналу.

Потребитель, приобретающий товар по параллельному импорту, должен помнить о следующем:

1. При покупке продукции, к примеру, автоматических приводов запорной арматуры с электронным управлением, программное обеспечение (ПО) к ней нельзя зарегистрировать в сети той страны, где продажа продукции запрещена. То есть после наладки оборудование просто не будет работать.
2. Не все параллельные товары будут локализованы под русского пользователя. Например, панель управления может не иметь русского варианта, в мануале может не быть русского языка.
3. Если компания полностью ушла с рынка, а вы приобрели технику под ее торговой маркой, значительно повышается риск, что отремонтировать устройство в случае поломки не удастся.

Законодательство РФ не запрещает импортировать на территорию страны продукцию из государств, которые наложили санкции. Совершенно иная ситуация – производители могут запретить перепродажу своей продукции в Россию, изменив действующие договоры с посредниками. Но это уже окончательно разрушит глобальный экономический рынок.

Импортерам необходимо помнить о том, что правила параллельного импорта только разрабатываются, импортировать продукцию все равно необходимо, а ввоз параллельным импортом возможен лишь для индивидуальных предпринимателей и предприятий. То есть простой гражданин не может ввозить в страну оптовые партии подсанкционных товаров, как это было с «челноками» в недалеком прошлом.

Покупать что-либо по схеме, описанной в статье, стоит лишь в том случае, когда товар необходим здесь и сейчас. Но нельзя забывать про риски, описанные выше, а также понимать, что снижения цен на товары параллельного импорта не будет.

Принцип параллельного импорта должен быть принят участниками рынка арматуростроительной отрасли как спасение в условиях буксующего местами импортозамещения. Нужно максимально использовать все наработанные связи и деловые контакты, все новые и развивающиеся рынки – навыки и компетенции, наработанные ранее, будут как никогда востребованы. И не нужно смешивать понятия совместимости с еще недавно всеми признаваемыми правилами ответственности перед правообладателями, чтобы не переместиться в зону рисков и нарушений. В параллельности нет противоречия, пострадают только владельцы торговых марок и патентов, которые безропотной толпой принялись выполнять безумные санкционные ограничения безответственных политиков, разрушающие все основы глобального рынка.

Россия развивает новые логистические маршруты из Азии и арабского Востока в другие регионы. Северный морской путь, расширение пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали, подготовка и согласование с заинтересованными сторонами (странами) маршрута через Турцию – Азербайджан – Армению, маршрут через перспективный канал из Красного моря в каспийскую систему с привлечением Ирана и Ирака. Очень скоро это скажется на ценах логистики. Нужно только суметь преодолеть очередной порог, препятствие, которое создано нам для того, чтобы слабые ослабли, а неумные еще больше потеряли рассудок от паники. Надо продолжать работать, арматуростроители научились решать такие проблемы. И задача организации параллельного импорта тоже будет решена.

Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №1 (76)

Метки импортозамещение трубопроводная арматура Арматуростроение производство поставка импорт импорт трубопроводной арматуры импортное оборудование Вестник Арматуростроителя статья

Смотрите также:
Фото недели: новая трубопроводная арматура АО «ПТПА» будет носить имя почетного машиностроителя России Вадима Лемберга Фото недели: новая трубопроводная арматура АО «ПТПА» будет носить имя почетного...
Медиагруппа ARMTORG продолжает рубрику «Фото недели». Сегодня предлагаем к просмотру кадры трубопроводной арматуры АО «Пензтяжпромарматура».
АО «Томский завод электроприводов» активно работает над совершенствованием номенклатуры изделий АО «Томский завод электроприводов» активно работает над совершенствованием номенклатуры...
С начала 2024 года АО «Томский завод электроприводов» изготовило 626 единиц основной продукции. Порядка 86 % от общего объема производства составили электроприводы различных типов.
С площадки АО «ЗЭО Энергопоток» отгружена партия трубопроводной арматуры и другой продукции для АЭС «Аккую» С площадки АО «ЗЭО Энергопоток» отгружена партия трубопроводной арматуры и другой...
АО «ЗЭО Энергопоток» отгрузило очередную партию трубопроводной арматуры для АЭС «Аккую». 17 апреля 2024 года с производственной площадки была осуществлена поставка:
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)