вид  
3 Мая 2025г, Суббота€ — 92.8370,  $ — 81.4933загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

О. Н. Шпаков, кандидат технических наук. Из истории мембранных клапанов

1 Февраля 2024
О. Н. Шпаков, кандидат технических наук. Из истории мембранных клапанов

Олег Николаевич Шпаков, кандидат технических наук, поделился историей поездки в Солигорск для выяснения причины потери герметичности мембранных клапанов. Статья опубликована в шестом выпуске журнала «Вестник арматуростроителя».

По ГОСТ 24856-2014 «Термины и определения»: Мембранная арматура (нрк. диафрагмовая арматура) – арматура, у которой в качестве чувствительного или запирающего элемента применена мембрана, которая может выполнять функции уплотнения корпусных деталей, подвижных элементов относительно окружающей среды, а также уплотнения в затворе. Это определение появилось при разработке национального ГОСТ Р 52720-2007 на термины и определения.

В европейском стандарте мембранную арматуру не относили ни к задвижкам, ни к клапанам, а выделили в отдельный тип арматуры, поскольку к нему нельзя было применить основной признак, связывавший направление рабочей среды и движения запирающего (регулирующего) элемента, пересекающего поток или перемещающегося параллельно ему.

За рубежом мембранная арматура была известна давно. В 1929 году инженер Саундерс, работавший на золотых рудниках в ЮАР, столкнулся с чрезмерной утечкой сжатого воздуха через сальниковое уплотнение запорных клапанов. Он вспомнил о конструкции клапанов Древней Греции, применявших в качестве мембраны кожу, и предложил изолировать проточную часть клапана от резьбовой пары резиновой или полимерной мембраной. Зарубежные компании изготавливали мембранные клапаны на 10 бар.

О. Н. Шпаков, кандидат технических наук. Из истории мембранных клапанов

Конструктивно мембранный клапан содержит корпус, крышку и мембрану. В рабочей части корпуса делается выступ для облегчения герметизации. В крышке расположены резьбовая пара и так называемый «грибок», конфигурация которого соответствует выступу корпуса. Для повышения рабочего давления конструкторы предложили воздействовать на мембрану посредством набора концентрических металлических колец. Кольца обеспечивают большее соответствие конфигурации выступа корпуса и более плотное прилегание при закрытии арматуры. При применении колец рабочее давление допускается впервые в мире на уровне 16 бар. Это техническое решение было признано изобретением.

В настоящее время разработано несколько вариантов конструкций. Один из клапанов благодаря своей конфигурации в поперечном разрезе был назван конструкторами клапаном типа улыбка.

Корпуса мембранных клапанов для различных применений имели разные варианты покрытий. Рижский завод химического машиностроения использовал покрытие фторопластом. Кролевецкий арматурный завод применял в качестве коррозионностойкого покрытия эмалирование корпусов. Наиболее благоприятное для обеспечения герметичности арматуры было использование резиновой мембраны. Труднее было обеспечить герметичность в затворе с использованием полимерного регулирующего или запирающего элемента. Такая мембрана была жестче резиновой, и ее деформация в районе выступа корпуса оказывалась недостаточной для плотного прижатия к седлу.

О. Н. Шпаков, кандидат технических наук. Из истории мембранных клапанов

 В 1978 году для выяснения причины потери герметичности мембранных клапанов я, занимавший должность главного инженера ЦКБА, выехал в город Солигорск Минской области по вызову управления «Беларуськалий». Шахтерский город произвел на меня благоприятное впечатление. Чистота на улицах, обилие скверов и фонтанов, благоустроенные берега озера делали город уютным и удобным для проживания. Даже гора породы, образующая террикон, характерный для мест добычи полезных ископаемых, не портила благоприятного впечатления.

В цехе обогащения руды мне показали разобранные мембранные клапаны. При осмотре эмалированных корпусов была видна потрескавшаяся эмаль в районе отверстий для крепления крышки к корпусу. Отверстия для крепежа располагались в выступах корпусов. Я сделал вывод, что при негерметичности клапанов обслуживающий персонал, исчерпав возможности добиться герметичности вращением маховика, приступал к чрезмерной затяжке гаек на болтах в местах крепления крышек к корпусу. При этом выступы корпуса деформировались и на эмалевом покрытии появлялись трещины. В образовавшиеся щели проникала агрессивная среда, разрушая чугунные корпуса. По возвращении к месту работы я рекомендовал конструкторам усилить корпуса и применить вместо болтов шпильки, которые можно было установить в глухие отверстия усиленных корпусов.


Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №6 (81)

Метки мембранная арматура трубопроводная арматура Арматуростроение ГОСТ статья Шпаков Олег Николаевич машиностроение конструкция Вестник Арматуростроителя уплотнение клапан

Смотрите также:
Медиагруппа ARMTORG поздравляет с Днем труда! Медиагруппа ARMTORG поздравляет с Днем труда!
1 мая в России отмечается Праздник весны и труда. Официальное название установлено в 1992 году после распада СССР вместо Международного дня солидарности трудящихся.
Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG полностью переходит на площадку RUTUBE Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG полностью переходит на площадку RUTUBE
При этом Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG на YouTube сохраняется, однако новые материалы публикуются теперь на RUTUBE.

Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo в Египте Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo в Египте
Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo. Мероприятие состоится с 12 по 14 мая в Каире (Египет). Участникам выставки будут представлены актуальные выпуски журнала «Вестник арматуростроителя».
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)