ОАО УППО, интервью с Ваврийским П.В., о новых образцах струйных интеллектуальных приводов российского производства для трубопровордной арматуры
19 Июня 2014
В России до сих пор остается множество уникальных предприятий, которые в свое время выпускали основную продукцию для ВПК и важнейших структур авиационной промышленности, тогда еще в СССР и уже позднее в Российской Федерации. Одним из таких предприятий является ОАО "Уфимское приборостроительное производственное объединение", о котором сегодня мы постараемся рассказать более подробно. Не смотря на то, что ОАО "УППО", является предприятием, заточенным на удовлетворение потребностей аэрокосмического комплекса, одним из важнейших бизнес-направлений Уфимского приборостроительного производственного объединения на сегодня является разработка и производство продукции нефтегазового направления.
Разработанные по заданию ОАО "АК "Транснефть" и серийно выпускаемые с 1994 года электроприводы "ЭВИМ" для трубопроводной запорной арматуры по своим техническим и эксплуатационным параметрам не уступают лучшим зарубежным аналогам. Благодаря испытанной и признанной конструкции, большим гарантийным срокам эксплуатации, надежной устойчивой работой в самых неблагоприятных климатических условиях электроприводы "ЭВИМ" получили положительные отзывы эксплуатирующего персонала.
На сегодняшний день электроприводами "ЭВИМ" (в т.ч. интеллектуальными) может комплектоваться практически вся запорная арматура отечественного производства. В первую очередь это задвижки клиновые и шиберные, реже - шаровые краны. Возможно также использование электроприводов "ЭВИМ" для комплектования арматуры иностранного производства, в том числе при ремонте арматуры с заменой вышедшего из строя привода. В настоящее время на объектах ОАО "АК "Транснефть", ОАО "АК "Транснефтепродукт", "АК "КазТрансОйл" эксплуатируется более 10 000 электроприводов "ЭВИМ".
В рамках прошедшей с успехом выставки Газ.Нефть.Технологии в г.Уфа, мы встретились с начальником конструкторского отдела нефтегазового направления ОАО УППО, Ваврийским Павлом Валентиновичем. который рассказал для наших читателей портала и журнала о создании электрических приводов на ОАО "УППО", их преимуществах и конечно же о заказчиках компании, которые уже не первый год являются постоянными потребителями продукции Уфимского производства:
Armtorg: Здравствуйте, Павел Валентинович! Расскажите об Уфимском приборостроительном производственном объединении. Как оно возникло? Как вы пришли к идее производить электрические приводы и что еще входит в ваш ассортимент? Павел Валентинович: Здравствуйте Игорь, идея создания приводной техники для трубопроводной арматуры на «УППО» возникла в 90-е гг, когда производство авиационной техники пошло на спад. В это период при взаимодействии с такими научно- производственными фирмами, как «АРМ ГАРАНТ» и «Авитрон-Ойл», мы начали развивать нефтегазовое направление. «Авитрон-Ойл» занимался привлечением к разработке и производству таких видов продукции, как контроллеры шкафов автоматизации (средства автоматизации), системы автоматизированного управления объектами. «АРМ ГАРАНТ» вел совместно с «УППО» разработки электро- и пневмоприводов запорной арматуры. На тот момент в России существовало всего несколько производителей электроприводов – «Тулаэлектропривод», «Чебоксарский завод электрических испольнительных механизмов». При этом «Транснефть» была заинтересована в разработке российского аналога приводу Rotork. Нужно было переработать его под российские условия и материалы. У приводов Rotork чугунные корпуса, они не морозостойки и вдобавок утяжеляют конструкцию. Кроме того, электрический двигатель там был совмещен с червячным валом, что в случае выхода из строя не позволяло применять его в оперативном режиме. С учетом всех этих моментов мы создали привод, который по надежности не уступал импортному аналогу, но имел другие возможности. На него можно было установить двигатель любого российского производителя, для создания корпуса были применены легкие сплавы, использован проверенный механизм настройки концевых выключателей.
Armtorg: Как мы понимаем, у вас работал довольно мощный конструкторский отдел? Павел Валентинович: Да, на тот момент на заводе существовал большой потенциал, накопленный за годы производства продукции для ВПК. Было много конструкторов с огромным опытом разработки и внедрения изделий, в том числе для авиации и космоса. Первыми было разработано оборудование для систем автоматизации, затем электрические приводы и в последствии пневматические приводы. Создавалось и уникальное нестандартное оборудование (специализированные испытательные и нагрузочные стенды), которое использовалось непосредственно на заводе.
Armtorg: Какие приводы вы сегодня предлагаете? Павел Валентинович: Электрические приводы предлагаются для многооборотной арматуры (в частности, клиновых, шиберных задвижек) от DN 50 до DN 1200, крутящий момент – от 20-30 Нм до 10 000-15 000 Нм. Диапазон не исчерпывающий, но охватывает 90% арматуры. Для четвертьоборотной арматуры (шаровых краны, дисковые затворы) от DN 100 до DN 1200, крутящий момент – от 300Нм до 150 000 Нм Если взять пневматические приводы для шаровых кранов – это диаметры от 50-80 до 1200. За последние 2-3 года эта линейка была расширена. Температурный диапазон наших изделий – от -60 до +80 градусов для пневмоприводов и от -60 до +50 для электрических.
Armtorg: Какие редукторы вы используете – волновые или червячные? Павел Валентинович: В электрических приводах используются червячные редукторы надежной, проверенной конструкции. Они обладают такими свойствами, как самоторможение, ремонтопригодность. Волновых редукторов не используем, но есть планетарные передачи.
У нас было разработано два привода: один волновой для задвижек 700-1000 с крутящим моментом 10 000 Нм, второй маленький с крутящим моментом 300 Нм, для задвижек DN100-200. Они прошли испытания без нареканий, конструкция получилась компактной. Минус был один: редукторы с волновыми передаточными узлами лишены возможности самоторможения, там обязательно нужен встроенный тормоз.
Второй момент – довольно трудоемкое производство, нужен специальный инструмент. Если производство червячных редукторов можно осуществлять на любом специализированном оборудовании, используя стандартный инструмент, то с волновыми все сложнее. На данный момент эта тема находится в замороженном состоянии.
Armtorg: Каковы главные преимущества вашей продукции? Чем она отличается от аналогичной? Павел Валентинович: Это годами проверенная конструкция, возможность самоторможения, надежность закрытия, высокая ремонтопригодность. Все наши приводы комплектуются взаимозаменяемыми блоками управления. Можно установить любой механизм включателей (механический или электронный), интеллектуальный блок управления любого производителя (в т.ч. и собственного). Электроника обладает такими преимуществами, как своевременное диагностирование арматуры, что позволяет заранее устранять неисправности, предотвращая аварии.
Расскажу отдельно о пневмоприводах.
Пневматические приводы со струйным двигателем были разработаны взамен пневмогидравлических. Последние обладали такими недостатками, как утечка гидрожидкости, насыщение ее влагой, необходимость её периодической замены, а следовательно и утилизации, отсутствие самоторможения.
Они промерзали при снижении температуры. При нехватке гидрожидкости такой привод не способен работать даже при ручном управлении. Сложности при потере гидрожидкости существуют до сих пор. Вдобавок существует такая проблема, как трущиеся поршневые уплотнения – их износ, опять-таки, чреват утечкой. В пневмоприводах со струйным двигателем гидрожидкость не требуется, они могут работать от ручного дублера в любых климатических условиях. При работе от встроенного двигателя они обладают таким колоссальным преимуществом, как плавность хода за счет накопления энергии от вращения турбины. При заклинивании арматуры пневмогидравлический привод практически не может ее стронуть, пневматический же успешно справляется с этой задачей. Кроме того, пневмопривод абсолютно не требователен к качеству управляемого газа. Если к пневмогидравлическому нужно проводить фильтрованный, осушенный газ, чтобы не произошло замерзания внутри поршней, то при использовании пневматического все примеси сразу выходят в атмосферу или сбросной коллектор. То же касается и механических примесей – был случай, когда практически полностью забитый песком привод все равно работал.
Armtorg: Насколько нам известно, УППО осуществляет полный цикл производства? Павел Валентинович: Действительно, изготовление приводов полностью сконцентрировано на нашем предприятии, начиная от заготовительного производства и заканчивая испытанием готовых изделий. Покупными остаются лишь двигатели для электроприводов – это специализированная продукция, и нет смысла осваивать ее производство у себя. Остальное мы делаем сами, в том числе и всю электронику для интеллектуальных приводов и приводов с электронным блоком концевых выключателей – начиная с печатных плат, продолжая поверхностным монтажом и заканчивая сборкой и настройкой.
Armtorg: Кто сегодня ваш основной заказчик? Павел Валентинович: Сейчас у нас широко развивается дилерская сеть, и с потребителями контактируют, по большей части, посредники. Нашими заказчиками являются все традиционные потребители запорной арматуры – «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Транснефть», практически все объекты добычи «Газпрома».
Armtorg:Есть ли сегодня в вашей работе какие-либо серьезные проблемы? Продажи, кадры, стандартизация? Павел Валентинович: С точки зрения продвижения продукции особых сложностей нет. С точки зрения производства и конструирования – ощущается недостаток кадров, активных и грамотных молодых специалистов, способных решать поставленные задачи самостоятельно, без дополнительного контроля. Что касается нововведений в сфере стандартизации – мы стараемся их отслеживать. Признаться, это создает нам дополнительную работу, которую мы могли бы не делать.
Armtorg: Какая поставка за все время вашей работы была самой запоминающейся? Павел Валентинович: Можно вспомнить об интересном опыте внедрения интеллектуального электропривода на объект «ЛУКОЙЛа», где на регуляторе давления раньше использовались приводы известного немецкого производителя. Проблема заключалась в том, что привод работал сутками практически без остановок, и происходил постоянный перегрев двигателя. Эксплуатирующий персонал подводил сверху гидрант, чтобы хоть как-то охладить оборудование и исключить аварийный останов привода из-за срабатывания термодатчика. Мы поставили там свой привод с частотным блоком управления, который при испытаниях отработал в течение суток и почти не нагрелся. До сих пор установленный привод работает на этом месте, а несколько аналогичных приводов было поставлено и на другие объекты компании «ЛУКОЙЛ».
Armtorg: Значит, у вас есть приводы и для регулирующей арматуры?
Павел Валентинович: Это была общая разработка. К нам обратились с конкретной проблемой, и мы решили ее в индивидуальном порядке.
Armtorg: Спасибо за интересный рассказ! В заключение – пожелания читателям Armtorg и вашим потребителям. Павел Валентинович: Желаю всем потребителям больше новых объектов добычи и трубопроводов для транспортировки, которые позволят развивать российский рынок нефти и газа, и качественной продукции от всех поставщиков запорной арматуры и приводов, чтобы эти объекты успешно функционировали! Всем производителям – новых изделий, новых разработок и прорывов, инновационных идей, открывающих новые горизонты!
Также приглашаем просмотреть презентацию нового электропривода ЭВИМТА с интеллектуальным блоком управления:
Справка:
Разработанные по заданию ОАО "Газпром" пневматические приводы со струйным двигателем "ПСДС-3" и "ПСДС-7" прошли все виды испытаний и серийно выпускаются с 1999 года. Приводы типа "ПСДС" благодаря целому ряду очевидных преимуществ получили признание у многих специалистов ОАО "Газпром". В первую очередь это относится к управлениям, эксплуатирующим арматуру в районах Крайнего Севера. В отличие от пневмогидравлических и пневматических приводов, в приводах типа "ПСДС" не требуется второй рабочий агент - гидрожидкость (масло), при этом повышается экологическая безопасность за счет отсутствия необходимости утилизации масла на трассах газопроводов и объектах добычи газа и не требуется выполнение большого объема плано-предупредительного ремонта и обслуживания. Применение консистентной смазки в приводах "ПСДС" позволяет эксплуатировать их при температуре окружающей среды от -60 ºС до +75 ºС.
В настоящее время эксплуатируется более 3000 единиц пневмоприводов со струйным двигателем "ПСДС-3" и "ПСДС-7" на объектах ОАО "Газпром", включая его подразделения: ООО "Газпром трансгаз Уфа", ООО "Газпром добыча Надым", ООО "Газпром добыча Ямбург", ООО "Газпром трансгаз Сургут", ООО "Газпром добыча Ноябрьск", ООО "Газпром добыча Уренгой", на объектах АО "Интергаз Центральная Азия" (Казахстан) и др. Высокая надежность, безотказная работа и улучшенные эксплуатационные характеристики, поставленных на вышеперечисленные объекты газовой отрасли приводов, подтверждаются отзывами эксплуатирующего персонала и результатами обследования технического состояния.
Приводами "ПСДС" комплектуется большей частью новая запорная арматура, которая поставляется на строящиеся или реконструируемые объекты добычи газа. В то же время, приводами "ПСДС" может комплектоваться арматура при ремонте (с заменой вышедшего из строя привода). Замена вышедших из строя или морально устаревших приводов на пневмоприводы "ПСДС-3" и "ПСДС-7" может производиться практически без остановки процесса перекачки.
Партнерами предприятия являются также предприятия нефтехимпереработки, коммунального хозяйства, арматуростроительные заводы России, Чехии и Италии. ОАО "УППО" включено в реестр поставщиков оборудования в ОАО "Газпром" и ОАО "АК "Транснефть".ОАО "УППО" включено в реестр поставщиков оборудования в ОАО "Газпром" и ОАО "АК "Транснефть"
С 2023 по 2024 год Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) зарегистрировала не менее 204 патентов по теме трубопроводной арматуры
Завод энергетического оборудования «Энергопоток» (АО «ЗЭО Энергопоток») продолжает расширять производственные мощности. В частности, на площадке предприятия смонтированы и введены в эксплуатацию два вертикально-фрезерных 4-х осевых центра ЧПУ UNO...