вид  
2 Мая 2025г, Пятница€ — 92.8370,  $ — 81.4933загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

К. М. Миргаязов, АО «БАЗ». ОАО «БАЗ», перестройка и маркетинг

17 Февраля 2025
К. М. Миргаязов, АО «БАЗ». ОАО «БАЗ», перестройка и маркетинг

Ким Миргалеевич Миргаязов (АО «БАЗ») рассказал о жизни завода в период перестройки. Статья опубликована в шестом номере журнала «Вестник арматуростроителя».

Не последнее место в организации маркетинговой службы принадлежит К. М. Миргаязову, проявившему в этой работе усилия, граничащие с фанатизмом.
В. Е. Мещеряков

Хочу рассказать, как заводчане спасли завод и сами остались работать на нем в период перестройки. Россияне без гражданской войны, как это было после революции 1917 года, сумели перешагнуть обратно в капитализм. Виктор Егорович Мещеряков, один из моих учителей по изучению истории завода и музейного дела, пишет в своей книге «Благовещенский арматурный завод: история и современность» (издана в 2001 году; книгу он мне подарил с дарственной надписью): «История пишется для того, чтобы оценить пройденный путь и решительно шагнуть в будущее. Без малого 250 лет нашей заводской истории убедят каждого: главной ценностью, основным капиталом и высочайшим достижением стало создание уникального производственного коллектива. Именно коллектив с его традициями, разумом, памятью поколений стал надежным фундаментом для родного завода в нелегкие годы перестройки и эпоху рыночных перемен. Некогда отлаженный механизм взаимодействия одной из мощнейших экономических систем мира – СССР и стран СЭВ оказался парализованным… В этих условиях снижение производства и нарастающие сбои в реальном секторе экономики породили резкий рост социальной напряженности, потерю нравственных ориентиров среди части граждан, подрыв казавшихся незыблемыми моральных устоев… И снова, на памяти всего лишь одного-двух поколений, предстояло поднять державу из руин. Многие на Западе предрекали нам хозяйственную и производственно-экономическую катастрофу… В этих условиях, став акционерным обществом, наш завод избежал приватизации частным лицом. Коллектив и руководство завода (генеральный директор С. Г. Шачков, главный инженер Е. Г. Кузнецов) решили жить в рыночной экономике своим умом. И этого ума хватило не только на то, чтобы не разорить завод, но и удержаться на плаву в разбушевавшейся стихии дикого рынка».

К руководству цехами, участками, подразделениями, службами, пришли молодые энергичные люди. Они в большинстве своем имели местные корни, получили образование в башкирских вузах, техникумах, так что заводской дух сидел у них в генах. Работники, работавшие на заводе с советских времен, тяжело расставались с советскими представлениями о производстве, но быстро приспособились к новым порядкам и успешно работали. Все заводчане сотворили чудо: они не только сохранили завод, но даже приумножили его мощь, подняли престиж.

К. М. Миргаязов, АО «БАЗ». ОАО «БАЗ», перестройка и маркетинг

 
На примере работы одной из заводских служб – маркетинга и сбыта – расскажу, как работали заводчане в это время. Тогда руководил службой заместитель генерального директора завода по маркетингу и сбыту Мухаммат Гиндуллович Нигматуллин (на фото слева).

Для работы с потребителями, проектными институтами и анализом работы конкурентов в современных условиях, отличающихся от плановых социалистических, была создана служба маркетинга в составе четырех человек (слева направо Бабичев Финат, я, Дмитренко Виталий, Нигамадзянов Роберт).

В дальнейшем состав команды постоянно обновлялся:

До этого маркетинг начал обкатывать на заводе Николай Васильевич Шишмарев (на первом фото он второй справа). Каждому из нас достался «определенный регион России и СНГ», за работу с которым он отвечал. Работали мы совместно с отделом сбыта, передавая ему данные для дальнейшей работы с потребителями и регулирования цен на нашу продукцию.

Вместо 12 всесоюзных арматурных заводов в стране появились сначала десятки, а потом и сотни армзаводов, плюс страну наводнили и иностранные поставщики ТПА. Исчезали старые советские потребители, их место «при дележке государственного пирога» занимали новые предприятия и организации. Чтобы не потерять рынок и проектантов, за всем этим нужно было не только следить, анализировать, но и «внедряться» в них любыми способами. И нам это удавалось! В Москве, как всегда в России, обосновалось руководство крупнейших в будущем нефтяных и газовых компаний («Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, ТНК. ЮКОС, «Славнефть», «Норникель» и другие). Мы их находили и договаривались о совместной работе.

К. М. Миргаязов, АО «БАЗ». ОАО «БАЗ», перестройка и маркетинг


Много новых нефтедобывающих организаций образовывалось в Западной Сибири (ХМАО, Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, Мегион, Томск, Стрежевой), Казахстане. Мы их находили и вели плодотворные переговоры, опираясь на тот факт, что наш завод был и остается одним из крупнейших производителей высококачественной стальной ТПА с полным циклом производства от литья, штамповочных работ, мехобработки, сборки, испытания на качество каждой детали и изделия, покраски и отгрузки потребителю до места установки изделия. На продукции нашего завода ставится наш товарный знак «Бабочка», запатентованный в 1963 году (срок его действия нужно будет продлить в 2028 году), качеству продукции с таким товарным знаком доверяли и сейчас доверяют потребители еще с советских времен.

Все закупки потребители теперь проводили через тендеры, в которых мы принимали участие. Особое внимание было уделено работе с НИИ, НИПИ и другими проектными организациями. Наша задача состояла в том, чтобы доказать им, что наш завод по-прежнему выпускает высококачественную продукцию, соответствующую ГОСТам и международным стандартам (об этом позаботились заводские технические службы и ОТК) и чтобы на основании этого включали нашу продукцию в свои проекты. Мы первые в России начали платить им за это, согласно заключенным договорам. Для усиления рекламы заводской продукции важно было подтверждение ее качества через различные Сертификационные центры и положительные результаты участия в различных конкурсах. Маркетинг усиленно занимался участием в конкурсах.

Здесь я впервые в жизни слушал речь В. В. Путина, познакомился с В. Матвиенко и министрами правительства России.

В этом конкурсе мы приняли участие с председателем заводского профкома Светланой Михайловной Кузнецовой (на последней фотографии третья слева в первом ряду).

Участие в этом конкурсе позволило заводчанам познакомиться с председателем госстандарта России академиком Геннадием Ворониным (на фото четвертый справа), директором НАСТХОЛа, советником президента России Сергеем Филатовым (на фото в первом ряду пятый справа) и другими руководителями сертификационных центров.

Наш завод благодаря постоянному участию в региональной программе «100 лучших товаров России» и постоянной работе с сотрудниками Башкирского ЦСМ всегда выдвигался к участию в конкурсах: «100 лучших товаров России» (г. Москва), «100 лучших предприятий России» и «1000 лучших предприятий России», что позволяло большому количеству потенциальных потребителей узнавать о нашем заводе и покупать нашу ТПА. Особое внимание уделялось работе с заводами конкурентов (постоянный анализ их работы, знакомство с руководящим составом).

С главным инженером завода «Знамя труда» Борисом Ореховым мы даже участвовали в гонках «Кавголовская лыжня».

О выставках разговор особый. Мы старались принимать участие в выставках «Нефть. Газ» во всех городах России. В уфимской выставке мы участвуем с первого года ее основания.

К. М. Миргаязов, АО «БАЗ». ОАО «БАЗ», перестройка и маркетинг


Вспоминаю первое участие в московской выставке «Нефть. Газ». Денег на покупку выставочного места на заводе не было, договорились с директором ООО «КИТЭМА» Еленой Урываевой, что она бесплатно выделит нам место на своем стенде. Денег наскребли на одного человека, а экспонатов много. Я решил взять с собой в помощники за свой счет жену и внука Диму. Мое рабочее место было около электрощита. Отработали на отлично!

Впоследствии у завода появились денежные средства, и мы постоянно старались откупать места в центральных рядах выставочной площади.

Внука Диму я старался всегда брать на выставки с собой. Запомнился один случай, произошедший в Москве на очередной выставке «Нефть. Газ». На стенде нефтяной компании ТНК с целью привлечения посетителей была организована площадка для культурно-развлекательной программы, ведущим был Николай Фоменко. Была там площадка для проведения компьютерных игр для детей. Дима постоянно там участвовал. Однажды к нам на стенд приходит Николай Фоменко и говорит: «Этого мальчика больше не опускайте играть в компьютер, он все призы забирает, а призы были тээнковские.

К. М. Миргаязов, АО «БАЗ». ОАО «БАЗ», перестройка и маркетинг


Обо всех этих событиях моментально сообщалось в прессе и по телевидению, чтобы все знали, что наш завод успешно работает.

Меня часто спрашивали в то время, откуда у меня берется столько энергии и столько знаний для такой агрессивной работы в маркетинге? Ответ был прост: энергия – родители, советские люди и большой спорт дали воспитание трудоголика. Знания – к тому времени у меня был 18-летний трудовой опыт работы при капитализме на Колыме (работа в старательских артелях, там был приобретен большой опыт, необходимый на все случаи жизни). Вспоминаю случай, когда мы с молодым маркетологом полетели на десять дней на Дальний Восток, чтобы исследовать рынок ТПА и найти покупателей продукции нашего завода. Работали с утра до ночи. После недели работы мой напарник взмолился – давайте сбавим темп работы, сил уже нет.

Коллективом завода, в том числе и маркетингом, в те годы была проделана колоссальная работа по всем вышеуказанным направлениям.

Благодаря слаженной работе всех заводчан в период перестройки завод не только выстоял в этой борьбе «за жизнь», но и остался одним из основных арматуростроительных заводов России! А ведь многие ведущие армзаводы СССР за эти годы прекратили свое существование. А жаль!


Метки Благовещенский арматурный завод Благовещенский арматурный завод ОМК Объединенная металлургическая компания исторические факты производство промышленность трубопроводная арматура Арматуростроение Башкартостан Вестник Арматуростроителя

Смотрите также:
Медиагруппа ARMTORG поздравляет с Днем труда! Медиагруппа ARMTORG поздравляет с Днем труда!
1 мая в России отмечается Праздник весны и труда. Официальное название установлено в 1992 году после распада СССР вместо Международного дня солидарности трудящихся.
Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG полностью переходит на площадку RUTUBE Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG полностью переходит на площадку RUTUBE
При этом Первый арматурный канал медиагруппы ARMTORG на YouTube сохраняется, однако новые материалы публикуются теперь на RUTUBE.

Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo в Египте Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo в Египте
Медиагруппа ARMTORG посетит выставку WATREX Expo. Мероприятие состоится с 12 по 14 мая в Каире (Египет). Участникам выставки будут представлены актуальные выпуски журнала «Вестник арматуростроителя».
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)