Машиностроение в Казахстане продолжает активно набирать обороты
13 Октября 2014
За первую пятилетку индустриализации объемы производства машиностроения возросли более чем в 2 раза. Эту информацию озвучил Карим Масимов в рамках форума «Машиностроение Казахстана в Программе индустриализации 2015-2019», выступив с приветственным словом от имени Главы государства. Об этом сообщает корреспондент BNews.kz.
Глава кабмина зачитал приветственное слово президента РК и сообщил, что запоследние 4 года машиностроение в Казахстане показывает методичный рост. В течение реализации первой пятилетки индустриализации размеры производства в отрасли возросли более чем в 2 раза - с 376 миллиардов тенге в 2010 году до 854 миллиардов тенге в 2013 году. Вырабатываются новые подотрасли машиностроения: железное (производство локомотивов и пассажирских поездов), автомобильное, производство автобусов, грузовых и легковых автомобилей, энергетическое. Собрав стабильное производство, в РК наращивают обороты такие известные компании, как General Electric, Talgo, Hyundai, Toyota и другие.
По словам премьера, определенное количество популярных брендов стоит на этапе возможности воспроизведения в РК свежих проектов. Это доказывает наличие большого доверия инвесторов. Приветственное слово Назарбаева отметило работу правительства по привлечению иностранных инвесторов в экономику страны.
Со слов главы государства, учитывая поправки в закон «Об инвестициях» правительство систематично работает с потенциальными инвесторами, и в будущем планируется заключить инвестиционные соглашения по новым проектам. С 2015 года планируется переход к практической реализации ФИИР до 2019 года. 6 из 14 отраслевых приоритетов этой программы относятся к машиностроительной отрасли. Машиностроение будет локомотивом последующего этапа индустриального развития страны. В связи с этим внимание, которое на данный момент уделяет государством проблемам отрасли велико как никогда.
Также было сказано, что уже второй год форум машиностроителей РК является диалоговой площадкой для государства, бизнеса и науки. Масимов также сообщил, что на нынешнем форуме будут обсуждены вопросы на тему будущего улучшения, корпоративного управления казахстанских предприятий, улучшению конкурентоспособности казахстанской продукции, введением инноваций. Он уверен, что форум способствует привлечению в РК новых инвесторов и добавит новый импульс к инновационному развитию отечественного машиностроения.
Как сказал министр, 5 лет назад программа Назарбаева по индустриализации была ответом на вызовы экономических изменений в мире. На данный момент на первый план вышла борьба за создание качественных рабочих мест. Опыт последних лет зафиксировал, что самым стабильным к перепадам кризиса в рамках высокой волатильности расценок на сырье остается именно обрабатывающий сектор.
В свою очередь, Исекешев поделился, что новая индустриальная политика обозначила основные направления усилий в последующей диверсификации экономики, где усилен акцент на производство продукции больших переделов. Так, наращивание обрабатывающей сферы - основой, которая реализуется сегодня в промышленной политике. Так, именно машиностроительная отрасль стала основным хребтом индустриализации и позволит решить одновременно несколько задач: предоставить средства производства для основных сфер экономики, увеличить добавленную стоимость продукта из РК , а также его технологический уровень.
Казахстан создает все требуемые условия для формирования машиностроения: принята отраслевая программа, выработан ряд способов господдержки бизнеса, а также секторальной поддержки. Также, министр озвучил итоги реализации первой пятилетки индустриализации в Казахстане. С помощью программы индустриализации объемы производства машиностроения возросли более чем в 2,8 раза с 301,4 млрд тенге в 2008 году до 853,9 млрд тенге в 2013 году. Настоящий рост с 2008 по 2013 год составил 175,1%. Валовая добавленная стоимость в сфере выросла в 1,5 раза, в 2008 г. 158,1 млрд тенге, в 2013 г 233,4 млрд тенге.
Продуктивность труда возросла в 2,2 раза к уровню 2008 года и составляет 24,3 тысячи долларов в 2013 году. В 2013 году размер инвестиций в основной капитал отрасли составил 47,5 млрд тенге, что в 3,4 раза больше чем за 2008 год. Исекешев отметил, что экспорт машиностроения по результатам 2013 года стал равен 1,3 млрд долларов США. Также министр сообщил и об увеличении наименований выпускаемой продукции. Если в 2008 году машиностроение РК было представлено 3 основными подотраслями, то в 2012 году машиностроение состоит из 6 основных сегментов: производство автотранспортных средств; ремонт и установка машин и оборудования; производство электрического оборудования; производство электронной и оптической продукции и др.
Налажен выпуск локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов (зерновозы, полувагоны, контейнеровозы), легковых и грузовых автомобилей, спецтехники (пожарная и коммунальная техника), и комплектующих к ним; мобильных буровых установок, индустриальных аккумуляторов. В течение четырех лет в отрасль было привлечено больше 1 млрд евро инвестиций. Они представлены в качестве технологий мировых производителей машиностроительной продукции - GE, Alstom, Toyota, Simens.
В 2013 году были запущены объекты в Костанайской области – производство автомобилей марки Ssang Yong модели Nomad методом CKD (мелкоузловой) сборки, мощностью 25 тыс шт. был запущен завод по производству трубопроводной арматуры в Атырауской области, мощность которого - 30 000 штук в год, создано 75 рабочих мест; проведена модернизация и увеличение производственных мощностей завода по выпуску трансформаторного оборудования и электротехнической продукции в ЮКО, создано дополнительно 110 рабочих мест; осуществилось внедрение производства по выпуску крышек люков полувагонов в ВКО, мощность которого - 42000 шт., также было создано 84 нвых рабочих места; внедрилось создание производства фильтров для автотранспорта и иной спецтехники в Карагандинской области, мощность производства - 148 000 шт.
За 2013 год, как сообщает Исекешев, новые предприятия машиностроения произвели продукцию на сумму 119,5 млрд тенге или около 14% в общем производстве машиностроения. В течение 1-го полугодия было введено в эксплуатацию дополнительно 4 проекта.
В Костанайской области производятся автомобили марки TOYOTA модели FORTUNER методом CKD (мелкоузловой) сборки, мощность производства - 3 тысячи автомобилей в год. Карагандинская область запустила германский завод по изготовлению шаровых кранов мощностью 10 тысяч тонн. В Северо-Казахстанской области началось производство по выпуску энергетического котлового оборудования. В Восточно-Казахстанской области начали выпускать электрофильтры, рукавные фильтры, циклоны, скрубберы, питатели сырого угля. В ходе реализации госпрограммы созданы тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест. Импульс к развитию отправился в отрасли автомобилестроения, производства железнодорожной техники, сельскохозяйственного машиностроения.
Возник новый инновационный кластер железнодорожного машиностроения: локомотивы, силовые агрегаты, вагоны, комплектующие. Это стало осуществимым с помощью совместной работы Правительства, ФНБ «Самрук Казына» и АО НК «КТЖ». За прошедший год доля автомобилестроения в машиностроении в сравнении с 2008 годом увеличилась в 4 раза и стала равной 18,3%. В 2013 году отечественные предприятия выпустили более 37 000 легковых автомобилей. Это - в 2 раза больше, чем в 2012 году и в 11,6 раз, чем в 2008 г. Объемы производства по сравнению с 2008 годом выросли в общей сложности, в 12 раз (с 13,5 до 156,5 млрд. тенге). Это стало возможным также благодаря тому, что производителям автомобилей выдали кредиты и лизинг от государственных компаний для развития на сумму более 10 млрд тенге.
Исекешев также сообщил, что в будущем предприятия автомобильной индустрии должны будут наращивать выпуск легкового и коммерческого автотранспорта, а также локализировать производство. Вместе с бизнесом была создана Стратегия развития автомобильной промышленности страны, осуществление которой поможет стране выйти на производство полноценного цикла с большим уровнем локализации.
По словам министра, агропромышленный комплекс организовал выпуск самоходных зерноуборочных комбайнов, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. По результатам 2013 года компании выпустили 1362 ед. тракторов для сельского и лесного хозяйства, что в 5,6 раз больше уровня 2008 года. В период с 2015 по 2019 годы планируется приоритетное развитие таких областей машиностроения, как автомобилестроение, электрооборудование, сельскохозяйственная техника, железнодорожная техника, оборудование для горно-металлургического комплекса, оборудование для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности. Вторая пятилетка принудит отечественный автобизнес наращивать объемы и развивать данную отрасль.
Исекешев уточнил, что автопром будет в дальнейшем развивать автосборочное производство, в последующем выводя его на крупносерийное производство с объемом до 190 000 автомобилей в год, увеличить процент локализации, которая позволит вывести их на экспортные рынки приграничных государств. Если говорить о нефтегазовом машиностроении, то этой сфере нужно будет провести серьезную работу вместе с НПП и Союзом машиностроителей Казахстана, для того, чтобы привлечь инвесторов с наисовременнейшими технологиями в данной области. Машиностроение в сфере сельского хозяйства привлечет таких крупных инвесторов в отрасль, как CLAAS или John Deer, предпочтение среди которых будет отдано проектам с высоким уровнем локализации производства и экспортоориентированностью.
Железнодорожное машиностроение ставит стратегическую цель по дальнейшему развитию высокорентабельного производства в кооперации с ведущими мировыми производителями, такими как General Electric, Alstom, Siemens, Talgo, Трансмашхолдинг, General Motors, Bombardier и прочими. Исекешев также рассказал, что в сложных условиях нестабильности мирового рынка и стагнации экономического развития General Electric, Alstom и Talgo наращивают свои доли в совокупных проектах, а также объемы инвестиций в РК. К примеру, Альстом нарастил свою долю в СП с КТЖ с 25% до 50%.
Это указывает на благоприятный инвестиционный и бизнес-климат в Казахстане. Также, запланирован рост локализации по объему локомотивов до 55%, пассажирским вагонам - до 32%, электровозам - до 35%, грузовым вагонам - до 90% соответственно к 2019 году. Приоритетные задачи, которые поставлены перед предприятиями отрасли - это освоение введенных мощностей, продуктивная реализация начатых и намеченных проектов, а также развитие компонентной базы.
Промышленный холдинг АО «КЕРАМАКС» в первом квартале 2025 года успешно вывел на отечественный рынок порошковую металлургическую проволоку класса «Премиум».
Предприятие «Курганхиммаш» изготовило три блока эжекторов для установки комплексной подготовки газа (УКПГ) на Ковыктинском месторождении в Иркутской области.
В I квартале 2025 года Великолукский завод «Транснефтемаш» (производственный филиал АО «Транснефть – Верхняя Волга») произвел более 2 тыс. единиц товарной продукции на сумму свыше 1 млрд руб.