Интервью: API - тонкости признания системы стандартизации в мировых масштабах. Встреча с руководителем направления API Чипом Эвансом (Chip Evans)
17 Декабря 2014
Побывав на выставке мирового уровня Valve World-2014, мы еще раз убедились, что политика и промышленность все больше отдаляются друг от друга. И производители трубопроводной арматуры как в России, так и в США полностью согласны, что не стоит смешивать одно с другим. Поэтому сегодняшний материал мы решили посвятить одной из известнейших организаций в области стандартизации мирового уровня - Американскому институту нефти (American Petroleum Institute, API), монограмма которого, сегодня является, пожалуй, одним из лучших доказательств качества и надежности выпускаемой продукции.
Американский институт нефти (API) является единственной американской национальной ассоциацией, которая представляет все сферы нефтегазовой промышленности. API объединяет более 400 членов, среди которых нефтепромышленные компании, а также частные предприниматели различных сегментов отрасли (производители, нефтеперерабатывающие предприятия, поставщики, операторы трубопроводов, морские перевозчики, различные обслуживающие компании).
Аналитики портала Armtorg и журнала "Вестник арматурщика" внимательно следят за ситуацией в сегменте стандартизации. И даже сегодня можно отметить, что все больше производителей трубопроводной арматуры включают в свои программы по стандартизации сертификацию API. Несмотря на сложную политическую ситуацию, соответствие системам качества API в российском арматуростроении имеет все шансы стать скорее правилом, чем исключением, потому что здесь очень много положительных моментов, исключающих лоббирование и коррупцию при составлении новых и модернизации уже существующих стандартов.
У системы API есть множество сторон и нюансов, которые могут быть полезными, прежде всего, для российских производителей. Все должны понимать, в чем состоит конкурентоспособность и какими способами достигается сегодня тот показатель качества, который обуславливает выбор производителя с монограммой API при тендерных торгах. Сегодня мы побеседуем с представителем Американского института нефти Чипом Эвансом, который вкратце расскажет, что же представляет собой система API, как происходит принятие новых стандартов, в чем заключается преимущество API и почему все больше российских предприятий предпочитает сертифицироваться именно в этой системе.
Armtorg: Здравствуйте, Чип, в начале нашей встречи расскажите о деятельности института API и его основных задачах Ч.Э.: Здравствуйте. API – это организация «non-profit», то есть не преследующая коммерческих целей. Она создана и спонсируется членами института для того, чтобы у всех представителей нефтяной индустрии в стране был один общий голос. Мы представляем интересы отрасли в глазах американского правительства и американских налогоплательщиков, а также за рубежом.
При этом институт никак не связан с правительством и не зависит от него. Образовательной деятельностью мы не занимаемся, кроме курсов и тренингов для специалистов. Наша главная задача состоит в том, чтобы донести до людей, как важна наша индустрия, что она представляет собой, как функционирует, насколько она безопасна и т. д.
Мы занимаемся стандартизацией, работаем с большим количеством комитетов и подкомитетов, созданных из представителей индустрии – по большей части, инженеров, которые пишут технические стандарты. Кроме того, мы осуществляем сертификацию компаний, специалистов и продукции, собираем и обрабатываем статистические данные, проводим встречи и мероприятия в нашей стане и за рубежом.
Armtorg: Как происходит разработка и согласование стандартов? Ч.Э.: Наш институт, как и все организации в США, которые занимаются стандартизацией, должен следовать законам и требованиям американского института стандартов ANSI. Эти требования предполагают, что процесс создания стандартов должен быть абсолютно прозрачен. В нашем ведении находятся технические публикации и другие документы (всего их около 600). Технические публикации подвергаются пересмотру каждые 5 лет. Специальный комитет решает, нужно ли переписать материал, оставить его как есть или избавиться от него ввиду потери актуальности. Ведь технологии и задачи отрасли постоянно меняются. Эти же комитеты и подкомитеты – их у нас целая структура – решают, какие стандарты сегодня необходимы индустрии. Бывает, что комитет рассматривает одновременно 5-8 различных документов. Люди, принимающие в этом участие – волонтеры, мы им не платим. Они либо работают в компаниях, которые являются членами API, либо представляют совсем другие организации. На заседания наших комитетов и подкомитетов приезжают представители Японии, Италии, Швеции, Англии, Китая – любая страна может послать своих инженеров, чтобы принять участие в создании стандартов.
Процесс, как я уже сказала, совершенно прозрачный. Есть годовой план развития стандартов, который составляет отдельный департамент. Вся индустрия разделена на сегменты – исследование, разработка, добыча, переработка, транспортировка и т. д.
Каждый сегмент имеет свой комитет и сеть подкомитетов, которые занимаются узкими вопросами. Например, я представляю комитет по оборудованию для переработки. Есть подкомитеты по коррозии материала, по инспекции продукции, по резервуарам высокого давления, по трубам и т. д. Сегодня в API более 600 членов – как крупных, так и мелких компаний. Любая из них может прислать своих представителей, и каждый из этих людей имеет голос при обсуждении технических вопросов. Подкомитеты решают, какие документы нужны для того, чтобы наша индустрия развивалась и функционировала безопасно и эффективно. Появляются новые технологии, и кто-то предлагает регламентировать их применение. Члены подкомитетов голосуют, а затем приносят проект в самый главный комитет. Если план одобрят, то начинается работа по созданию новой документации. Каждый специалист выбирает стандарт или раздел, в разработке которого он хотел бы принять участие. Члены комитета рассматривают представленные материалы и готовят свои рекомендации, поправки, требования. На заседании – комитет собирается дважды в год – специалисты рассматривают все серьезные технические возражения, негативные отзывы, обсуждают поправки и ищут компромисс. Эта процедура может проходить несколько раз. Затем документ утверждается и публикуется.
Armtorg: Случается ли, что производители лоббируют свои личные интересы? Ч.Э.: Часто бывает так, что какая-то компания, имея свои внутренние стандарты, процедуры и технологии, предлагает их API, если считает, что эти уникальные документы могут быть полезными для всей отрасли. Разумеется, если такой стандарт принимается, то предложившая его компания оказывается в преимуществе перед остальными, для которых эти требования будут в новинку. Но мы строго следим за тем, чтобы коммерческие интересы отдельных компаний не вмешивались в работу комитетов. Американские законы запрещают это. Наши совещания – не для рекламы, не для маркетинга. Да, бывает, что представитель какой-либо компании начинает гнуть свою линию. Но инженеры – люди упрямые, и вряд ли одному человеку удастся переубедить тридцать. Поэтому доминирует разумное мнение большинства, всегда находится баланс и компромисс.
Armtorg: В чем особенности и преимущества системы API? Ч.Э.: Наши стандарты пишутся не профессорами, не нашими специалистами, не одним человеком. Каждый стандарт – это совокупность знаний, включающая самые лучшие опыты, практики, технологии. Он создается людьми, каждый день работающими в нашей отрасли, и представляет мнение большинства. В работе комитетов участвуют все заинтересованные лица – конечные пользователи, проектировщики, производители, те, кто поставляет рабочую силу, кто обеспечивает инспекционный процесс. Наши стандарты отражают самый широкий спектр интересов. Поэтому мне кажется, что они лучшие в мире. Этот факт подтверждается тем, что в большинстве стран мира используются стандарты API.
Armtorg: Сколько лет существует система и как она формировалась? Ч.Э.: API был создан в 1919 году. Во время Первой мировой войны производители оборудования в США поняли, что для экстренных поставок на фронт оборудование должно легко комбинироваться и быть взаимозаменяемым. Поэтому несколько крупных компаний собрались вместе и решили установить общие размеры резьбы, диаметры труб и т. д. В 1924 году они создали нашу первую программу «Монограмма», которая до сих пор работает, и в этом году ей исполняется 90 лет. Это система сертификации компаний, производящих оборудование, в соответствии с техническими требованиями стандартов API. Со временем API рос и изменялся. Когда-то это был только американский институт, на сегодняшний же день это очень многонациональная организация. Мы сертифицируем компании, персонал и продукцию в 78 странах мира.
Armtorg:Какие процедуры нужно пройти производителю, чтобы получить монограмму API? Ч.Э.: Есть более 70 спецификаций и стандартов, по которым компания может получить право маркировать свою продукцию монограммой. Прежде чем подать заявку в API, производитель должен убедиться в том, что у него есть технический потенциал, инфраструктура и другие возможности производить оборудование в соответствии с нашим стандартом. В компании должна функционировать система контроля качества в соответствии с требованиями спецификации Q1. Это спецификация, которая отличается от ISO 9001 тем, что написана специально для компаний, обслуживающих нефтяную промышленность. Там примерно на 45 требований больше.
Система контроля качества в компании, стремящейся получить сертификат, должна работать как минимум в течение 4 месяцев. Необходимо, чтобы все процедуры были отлажены, все инструкции выполнялись, персонал был обучен.
Затем компания должна провести внутренний аудит и менеджмент-ревью. После этого оформляется онлайн-заявка в API, все документы загружаются к нам на сервер, сертификация оплачивается. В течение нескольких недель персонал API рассмотрит заявку и сообщит о результатах первой проверки. Если появляются какие-то проблемы, мы сообщаем об этом. Когда все недочеты исправлены, мы одобряем вашу заявку и назначаем аудит. Аудиторов мы стараемся находить в географической близости к производителю. В частности, в России работает 4 или 5 аудиторов, в Европе – около 25.
Armtorg: По каким причинам вы можете отказать в сертификации? Есть ли компании, с которыми вы не работаете? Ч.Э.: По документам, которые присылают нам вместе с заявкой, можно выявить многие недочеты. Но мы указываем производителю на все ошибки и даем время их исправить. Если компания не готова к сертификации сегодня – это не означает, что она не будет готова завтра. Из компаний, подающих заявку, мы никого в черные списки не заносим, никому не отказываем в сотрудничестве. В черные списки входят те компании, которые были нашими клиентами и нарушили договор, например, ставили монограммы не только на сертифицированную продукцию. Вот за это мы лишаем монограммы навсегда. Кроме того, наше государство запрещает нам работать с некоторыми странами или ставит определенные ограничения. Например, каждый раз, получив заявку из Белоруссии, мы обращаемся к своим юристам, которые дают одобрение на работу только после тщательной проверки.
Armtorg: Большое спасибо за содержательный рассказ! В заключение – ваши советы и пожелания нынешним и будущим российским партнерам. Ч.Э.: Мы работаем с Россией уже много лет, и все эти годы сталкиваемся с огромным количеством опасений, страхов и недопонимания по отношению к нашему институту. 10 лет назад производители не понимали наших технических требований, потом им приходилось объяснять требования спецификации Q1. Люди боятся языкового барьера, опасаются, что мы – государственная группа и будем их дискриминировать. Но все их опасения беспочвенны, и мало-помалу мы преодолеваем эти стереотипы.
На сегодняшний день большинство спецификаций, по которым можно получить монограмму, переведены на русский язык. Мы предлагаем обучающие курсы, тренинги по интерпретации и внедрению спецификации Q1. За более подробной информацией производители могут обратиться в компанию «Русский регистр».
Российским производителям кажется, что мы далеки и недоступны, но тысячи компаний по всему миру сертифицируются в API, и никакие языковые и культурные барьеры этому не мешают. Остается пожелать, чтобы все компании, обслуживающие нефтяную промышленность – в России, в Америке, в Китае, в любой стане мира – понимали, как важна безопасность и эффективность производственного процесса. Работая с нами, производитель открывает себе путь на международный рынок, и в конечном итоге от этого выигрывают все.
С 2023 по 2024 год Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) зарегистрировала не менее 204 патентов по теме трубопроводной арматуры
Завод энергетического оборудования «Энергопоток» (АО «ЗЭО Энергопоток») продолжает расширять производственные мощности. В частности, на площадке предприятия смонтированы и введены в эксплуатацию два вертикально-фрезерных 4-х осевых центра ЧПУ UNO...