Интервью. Институт «Ленгипронефтехим», Марченко К.В.: "Для нас сегодня основной проблемой является освоение трубопроводной арматуры, которая работает с температурами до 700 градусов и с давлением до 320 кгс (32,0 МПа)"
20 Марта 2015
Продолжая активно работать и проводить встречи с проектными институтами, портал Armtorg.ru и журнал "Вестник арматурщика" старается этими встречами обозначить и понять основные проблемы взаимодействия между заказчиками и производителями рынка трубопроводной арматуры. На сегодняшний день существуют достаточно известные причины зависимости от импортной трубопроводной арматуры наших проектных институтов, и одной из явных является отсутствие качественных и обкатанных технологий производства специализированной продукции на критические и сверхкритические параметры - давление, температура, работа в агрессивных средах.
Сегодняшнее интервью мы посвящаем одному из ведущих проектных институтов Северо-Западного Ф.О. - институту «Ленгипронефтехим», который был основан в июне 1945 года, сразу после Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и стал ее ровесником. В настоящий момент OOO «Ленгипронефтехим» является дочерним предприятием ОАО "Сургутнефтегаз", входя в состав крупной вертикально интегрированной нефтяной компании. Институту есть о чем рассказать и есть чем гордиться: богатейшая шестидесятилетняя история, незыблемые традиции, производственные достижения и высококвалифицированный коллектив сотрудников. Оценивая прошедший период, возможности и способности коллектива, можно быть уверенным, что соединение лучших традиций и достижений прошлых лет с современным подходом к решению управленческих и проектных задач позволяет институту стабильно работать и с оптимизмом смотреть в будущее.
В рамках встречи с проектными работниками института, мы провели беседу с начальником монтажного отдела Константном Владимировичем Марченко и задали ему ряд вопросов о работе института, согласовании проектов и основных проблемах, с которыми сталкиваются сотрудники института при закладке и согласовании оборудования в новые разработки.
Armtorg: Здравствуйте, Константин Владимирович! Расскажите, какой деятельностью сегодня занимается ваш институт. К.В.: Здравствуйте! Институт «Ленгипронефтехим» занимается проектированием нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств. В настоящее время основной вид деятельности института – проектирование и осуществление инжиниринговых услуг для строительства заводов в целом и отдельных технологических установок в области нефтепереработки и нефтехимии, от первичной переработки до установок глубокой переработки нефти.
Armtorg: Какой объем российской арматуры применяется на этих процессах? К.В.: Доля отечественной арматуры здесь составляет более 90%
Armtorg: То есть, можно сказать, что российская продукция в этих сферах успешно замещает импорт? К.В.: Важно отметить, что качество у российского производителя, конечно, несколько хуже, чем у европейского, но пока наш заказчик мирится с этим. Заказчики сами ведут работу в этом направлении с производителем, занимаются приемкой оборудования перед установкой, иногда проверяя партии в объеме 100%. Конечно, бывают замечания, но эти замечания учитываются при дальнейших поставках. Если говорить об установках с процессами глубокой переработки нефти, работающих на высоких давлениях и температурах, с применением оборудования и арматуры из жаропрочных коррозионностойких сплавов, – там доля российского поставщика значительно падает. Она составляет, в лучшем случае, 60%.
Armtorg: Все-таки довольно большая цифра на фоне импортозависимости. А в чем основные претензии потребителей к российской арматуре? К.В.: Главные проблемы в том, что зачастую не проходят испытания сальниковые камеры, нарушается герметичность пары «клин-затвор», комплектация не соответствует требуемому материальному исполнению, плохое качество корпусов, особенно для больших диаметров.
Armtorg:Использует ли российский производитель такие материалы, как хастеллой, инконель? К.В.: Практически не использует. Это не такие частые требования применительно к материальному исполнению арматуры в переработке нефти. Как правило, такая арматура используется в процессах глубокой переработки нефти и в небольших количествах. Но, в частности, из-за наличия таких требований заказчики и выбирают импортную арматуру.
Armtorg: Если говорить об основных потребностях вашего института, какие задвижки, клапаны, вентили, какие диаметры и температуры нужны вам больше всего? К.В.: Это вся номенклатура, предлагаемая отечественным производителем, в полном объеме. Хотя российские предприятия на диаметрах технологических потоков (а у нас это всегда больше 50-80 мм) закрывают потребность давления только до 100 бар. На диаметры больше 80 и давления больше 100 бар приходится использовать при проектировании импортную арматуру. Выбор производителя зависит от конкретной ситуации, от проекта и от заказчика.
Armtorg: С какими российскими заводами вы работаете особенно активно? К.В.: Это Воткинский завод, Благовещенский арматурный завод, «Гусар», «Икар», «Тяжпромарматура» (Алексин), «Пензтяжпромарматура», МК «Сплав» и многие другие.
Armtorg: Можете ли вы выделить какую-то основную сегодняшнюю проблему российского арматуростроения? К.В.: Основная проблема – освоение арматуры, которая работает с температурами до 700 градусов и с давлением до 320 кг.
Armtorg: Часто ли бывает, что ваши заказчики требуют импортных сталей, материалов, хотя есть отечественные аналоги? К.В.: Напротив, во многих случаях мы, как правило, приходим к совместному решению, что необходимо в рабочую документацию закладывать отечественного поставщика. Это обеспечивает предприятию в дальнейшем работу без импортозависимости. Словом, мы активно поддерживаем отечественного производителя.
Armtorg: На основе какой информации составляется смета? К.В.: По возможности мы стараемся собрать максимум информации о текущих рыночных ценах у производителей.
Armtorg:Часто ли приходится иметь дело с контрафактной продукцией? К.В.: Мы с этим практически не сталкиваемся. Случается, что арматура ставится не по проекту, но здесь нет злого умысла, это, как правило, человеческий фактор. Мы же говорим о предприятиях взрыво- и пожароопасных. Здесь никто не преследует цель нарушить требования документации, все стремятся выполнять их, но бывают просто ошибки при установке арматуры.
Armtorg: Контролируете ли вы качество арматуры, которую закладываете в проект? К.В.: Качество не контролируем, у нас нет такой возможности. Но мы тесно работаем с заказчиком, узнаем о результатах опытных пробегов, периодически собираем информацию по качеству арматуры с разных заводов, общаясь со службами эксплуатации заказчиков. Это службы технического надзора, службы главных механиков – оттуда и получаем главную информацию, позволяющую понимать, что происходит на рынке.
Armtorg: Звучало мнение, что сейчас все активно начинают переходить на импортную арматуру, потому что она более надежная, лучше налажен сервис, решен вопрос с запасными частями. К.В.: Не могу подтвердить это мнение. Единственное исключение – это, пожалуй, электро- и пневмоприводы.
Armtorg: Готовы ли сегодня российские производители предложить арматуру на высокие параметры? К.М.: Они еще только готовятся к этому. Мы не скрываем информацию о потребности в трубопроводной арматуре для наших проектов и готовы предоставлять сведения по конструктивному, материальному исполнению и количеству требуемой арматуры, отсутствующей у отечественных производителей, но сегодня пока еще нет налаженных технологических линий, опытных образцов. Есть только разговоры, обмен мнениями и информацией – это пока все.
Armtorg:Что, по-вашему, нужно делать российскому производителю, чтобы успешно замещать импорт? К.В.: Вопрос сложный. Прежде всего, требуются квалифицированные кадры и значительные инвестиции для пуска новых производственных мощностей или модернизации существующих.
Armtorg: Расскажите о реализованных проектах, которыми ваш институт занимался в 2014 году. К.В.: Обычно у нас проходит много времени от начала разработки до пуска объекта в эксплуатацию. Мы можем закончить работу полностью, а пуск состоится только через 2-3 года. Ведь это крупнотоннажное производство, много работы по выполнению строительных конструкций на площадке, по монтажу оборудования и технологических трубопроводов. В числе последних проектов, которые сегодня готовятся к пуску в эксплуатацию, можно назвать проект изомеризации на Рязанской НПК. Важно отметить, что изомеризация с предварительной очисткой – исключительно отечественная разработка. Начинали мы работать с ТНК-ВР, а заканчивать строительно-монтажные работы будет уже «Роснефть».
Также в настоящее время идет строительство нескольких больших технологических комплексов. Это комплекс производства высокооктановых компонентов бензина в Киришах (ООО «КИНЕФ»), состоящий из комбинированной установки ЛК-2Б с процессами гидроочистки бензина, изомеризации, каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора, межцеховых коммуникаций, промпарков, водоблока и объектов ОЗХ. Комплекс производства ароматики на ОАО «Танеко» («Татнефть»), состоящий из каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора, фракционирования ксилолов, экстрактивной дистилляции ароматических углеводородов сульфоланом, парекса, фракционирования бензола и толуола, изомеризация метаксилолов и параксилолов, трансалкилирования и диспропорционирования.
Комплекс установки Л-24/6 в Киришах, состоящий из двухпоточной гидроочистки дизельного топлива, межцеховых коммуникаций и промышленного парка.Одновременно идет строительство большой комбинированной установки КУ-4 на Туапсинском НПЗ («Роснефть») с процессами гидроочистки бензина, изомеризации, каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора.
На остальных строительных площадках работы по проектированию еще не завершены, хотя по некоторым из них уже приступили к строительству.
Armtorg: В каких программах вы сейчас ведете проектирование объектов? К.В.: Сегодня наша корпоративная программа – PDMS (Project Design Management System) компании Aveva.
Armtorg: Есть ли необходимость предоставления каталогов производителей арматуры в формате для использования в качестве баз данных PDMS? К.В.: Элементную базу данных составляем мы сами – у нас есть определенные требования к ее формированию. Мы не нуждаемся в том, чтобы получать от заказчика уже готовую базу данных, нам достаточно технической документации. Даже на базе каталогов – грамотно сделанных, с полной информацией – мы готовы доработать свою базу данных. И это не отнимает много времени, в этом направлении работают специальные группы в двух отделах.
Armtorg: Получает ли ваш институт какую-либо поддержку от государства? К.В.: Никакой государственной поддержки нет. Все, что мы внедряем – делается на наши средства.
Armtorg: Спасибо за рассказ о вашей работе! Что вы сегодня хотели бы пожелать своим коллегам и партнерам? К.В.: Прежде всего, хочется пожелать коллегам крепкого здоровья. Пусть блеск в глазах не угасает, несмотря на все сложности, пусть будет возможность постоянно развивать и научную, и производственную часть. Мы же, со своей стороны, готовы помогать производителям в части предоставления им всей требуемой информации, чтобы расширять и укреплять отечественное производство.
Справка:
Ленгипронефтехим (ООО «Ленгипронефтехим») — Институт по проектированию предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Ведущий проектный институт России — был основан в 1945 году. На протяжении шестидесяти с лишним лет он занимается развитием отечественной и зарубежной нефтепереработки и нефтехимии, во многом определяя топливную стратегию страны.
Расположен в г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. До сегодняшнего дня на нефтеперерабатывающих заводах Болгарии и Венгрии, Индии и Кореи, Кубы и Македонии, Турции и Эфиопии, стран СНГ, Балтии и России работают более четырехсот технологических объектов, выполненных по проектам Ленгипронефтехим.
Среди партнеров институты России и СНГ, ведущие зарубежные компании CB&I Lummus Global , Anox (Швеция), Axens и Paсkinox (Франция), Shell (Великобритания), Siemens (Германия), Sulzer (Швейцария), UOP (США), KTI (Италия) и другие. Институт активно сотрудничает с ведущими нефтяными компаниями России: ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-BP», ОАО "НГК «Славнефть», ОАО "НК «Роснефть» и другие.
Институт был создан для решения конкретной задачи - после тяжелой разрушительной войны восстановить и улучшить социально-культурные условия ленинградцев, обеспечить их бытовым газом. После успешного решения этой задачи перед институтом были поставлены еще более грандиозные цели - обеспечить проектной документацией создание и развитие целых отраслей народного хозяйства: сланцепереработки, нефтепереработки и нефтехимии.
Начиная с 50-х годов XX века, институт стал ведущим по этим направлениям. Гидроочистки керосиновых и дизельных фракций, десятки различных нефтехимических и других установок, более десятка систем и комбинированных установок по переработке нефти, в том числе таких, как ЛК-6У.
В течение многих лет «Ленгипронефтехим» является генеральным проектировщиком и разработчиком объектов общезаводского хозяйства крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий. В трудные годы перехода к рыночным отношениям институт сумел сохранить свою самостоятельность, уникальный архив разработок и, что самое главное, коллектив высококвалифицированных специалистов с огромным опытом, знаниями и замечательными традициями.
С 2023 по 2024 год Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) зарегистрировала не менее 204 патентов по теме трубопроводной арматуры
Завод энергетического оборудования «Энергопоток» (АО «ЗЭО Энергопоток») продолжает расширять производственные мощности. В частности, на площадке предприятия смонтированы и введены в эксплуатацию два вертикально-фрезерных 4-х осевых центра ЧПУ UNO...