Форум трубопроводной арматуры https://www.armtorg.ru/forum/ |
|
Медиагруппа ARMTORG, Мориц М. Тендеры на рынке арматуростроения: разбор полетов https://www.armtorg.ru/forum/viewtopic.php?f=39&t=8531 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | mg.armtorg [ 03 сен 2018, 07:49 ] | ||
Заголовок сообщения: | Медиагруппа ARMTORG, Мориц М. Тендеры на рынке арматуростроения: разбор полетов | ||
Медиагруппа ARMTORG, Мориц М. Тендеры на рынке арматуростроения: разбор полетов ![]() Современный уровень развития производства и рыночные экономические отношения создают условия для конкурентного соперничества производителей продукции, средств производства и услуг. В свободной среде отраслевого рынка спрос на товары и услуги регулируется самостоятельно. ![]() Этим немного шуточным предисловием об основных правилах свободного рынка мы начинаем очень серьезную тему – тендерные конкурсы. В отличие от «смеха и греха» свободного саморегулируемого рынка, тендерные конкурсы или торги представляют собой четкий и справедливый инструмент регулирования рыночных отношений в сфере плановых закупок товаров и услуг на свободном рынке. Необходимость в таком инструменте появилась тогда, когда с развитием свободного рынка товаров и услуг начали активно развиваться области планируемого и регулируемого рынка, получили развитие государственная экономика, крупнейшие игроки этого рынка (государственные предприятия, предприятия со смешанным капиталом, глобальные международные корпорации). Если отбросить нюансы, то с момента возникновения и развития планового бизнеса, появилась потребность в инструменте отбора предложений свободного рынка для нужд планового развития отдельных субъектов этого рынка. Можно заметить, что в федеральном законодательстве слово «тендер» не используется, т. к. это слово имеет иностранное происхождение и переводится как «предложение». Да и сама идея проведения тендеров пришла к нам с Запада. Так что же сегодня в России подразумевается под понятием «тендер»? Тендер – это возможность нескольким предприятиям побороться за право предоставлять товар либо услуги как частным, так и государственным предприятиям. В законодательных документах данное явление часто называют торгами или конкурсом. Представим структуру и основные элементы конкурсных торгов-тендеров на схеме, которая представляет их в максимально упрощенном варианте (см. рисунок 1). Тонкости и гибкость аспектов данных мероприятий необходимо детально рассматривать в текстах федеральных законов. Но прежде чем подписываться под документами и включаться в работу, нужно особенно внимательно прочитать те части документов, которые написаны мелким шрифтом или содержат множество ссылок и поправок. Иначе придется на себе ощутить весь скрытый смысл фразы великолепного Остапа Бендера: «…пилите гирю Шура… пилите!». Чтобы не «пилить гирю», обратимся к законодательству по конкурсной торговле. Вопросы организации и проведения конкурсных торгов (тендеров) регламентированы ФЗ-223 от 18.07.11 г. и ФЗ-44 от 05.04.13 г. соответственно. Детально проработаны механизмы организации таких конкурсов также в Разъяснениях Минэкономразвития РФ от 22.10.13 г. В методических рекомендациях Минэкономразвития РФ весь объем информации о тендерах проиллюстрирован инфографикой, которая предлагает пошаговый путь организации торгов или участия в тендерах всех видов, предусмотренных федеральным законодательством. ![]() Действующие федеральные законы по конкурсным торгам максимально либеральны и дают массу свободы как для заказчиков торгов, так и для организаторов и их участников. На свободный выбор заказчика возможны и электронные, и традиционные, или «бумажные», торги. Информация об объявленных предстоящих торгах может быть размещена где угодно в современной медиасреде: в газетах, на радио, телевидении, в специализированных разделах интернет-пространства и т. д. Т. е. информирование потенциальных участников торгов осуществляется, исходя из разумных и реальных возможностей заказчика и организатора торгов. Просто и демократично. Дело остается за расторопностью и информированностью возможных участников торгов. Потенциальному участнику торгов необходимо внимательно отслеживать динамику торговли в отрасли, которая ему близка, собирать и анализировать информацию о возможных потребителях его товаров и услуг, иметь коммерческое и предпринимательское чутье на назревающие возможные крупные сделки, а также быть готовым представить свой товар или услугу в самом выгодном свете в рамках условий объявленных конкурсов. У организаторов таких тендеров очень много вариантов сделать торги привлекательными для широкого круга производителей товаров и поставщиков услуг, но они также имеют и ограничения, которые не должны снижать права отдельных групп участников в ущерб другим. Действия организаторов торгов не могут противоречить действующему законодательству о конкуренции и, в первую очередь, Гражданскому кодексу ФЗ-135 «О защите конкуренции». Поэтому участникам торгов нужно помнить, что действующая сейчас нормативная законодательная база позволяет защищать их интересы, если они неправомерно ущемляются в угоду кому-либо или чему-либо. Ваши грамотные юристы – вам в помощь. Оспаривайте несправедливые или мошеннические результаты торгов, и тогда такой регулирующий инструмент рынка, как тендерная торговля, станет площадкой для устойчивого развития вашего бизнеса. Из существующих способов проведения тендеров сейчас максимально используется самый малозатратный способ организации электронных торгов с использованием доступных и в основном бесплатных интернет-технологий: онлайн-регистрации и участия, электронных подписей и верифицированных аккаунтов участников таких торгов. На приведенной диаграмме, отражающей общий объем тендеров в Российской Федерации за прошлый год, видно, что электронные торги занимают больше половины от всех видов тендеров. ![]() 1) нефтегазовая добыча, транспортировка и переработка сырья; 2) реализация и хранение продуктов нефтегазодобычи (нефтегазохранилища, сети АЗС и АГЗС); 3) атомная и теплоэнергетика; 4) коммунальное хозяйство и строительство; 5) гражданская оборона и отрасли, подведомственные Министерству по чрезвычайным ситуациям; 6) химическая промышленность; 7) медицина; 8 ) обслуживание или оказание услуг. В большей части из этих отраслей есть позиции, соответствующие продукции арматуростроения, за исключением, пожалуй, двух последних. Хотя, например, и медицинские учреждения сейчас периодически объявляют тендеры на переоснащение автономных тепловых станций и котельных в разных регионах. Но зачастую там в торгах участвуют не производители, а, как правило, небольшие местные инжиниринговые фирмы – комплектовщики. Наша медиагруппа постоянно освещает вопросы, связанные с предприятиями и трендами в развитии арматуростроения в России. На портале Armtorg.ru регулярно публикуется информация об актуальных тендерных закупках трубопроводной арматуры. Однако участие в тендерах в последнее время становится проблемой для многих предприятий. Сегодня мы представляем вашему вниманию мнения представителей крупнейших предприятий отрасли арматуростроения о тендерных закупках, проблемах и возможных путях решения. Мы провели интервьюирование нескольких значимых производителей трубопроводной арматуры. Не удивительно, что практически все высказали свою точку зрения на тендерную торговлю только на условиях неразглашения, т. е. анонимно. Одно это уже говорит о том, что не все так просто и безоблачно в тендерной торговле. Конечно, о проблемах организации и проведения тендеров написано даже на популярных ресурсах wiki.org. Но не все материалы во всемирной паутине несут достоверную информацию. Ведь они составляются и модерируются разными людьми, сознательно или неосознанно искажающими реальную суть вещей. Проблемы тендерной торговли в области арматуростроения, которые были подняты в интервью компетентными представителями отрасли, не совпадают с вопросами, обозначенными в сети. Это оказалась немного более приземленная проблематика, которая близка и понятна каждому российскому предпринимателю. ![]() ![]() ![]() ![]() намечается такая же тенденция». ![]() Что должно быть улучшено? Эксперт 1: «Нужна прозрачность проведения тендера с предварительным адекватным раскрытием информации об участниках тендера, для того чтобы была возможность корректировать правовыми методами недостоверные данные, предоставляемые на тендер недобросовестными участниками таких конкурсов…». Эксперт 2: «Нужен непосредственный контакт с прямым заказчиком. Выработка единых стандартов и требований к арматуре. Это было бы удобно для производителей и заказчиков. Потому что те, кто приезжает на приемку продукции, имеют для разных заказчиков разные требования, начинают путать производителей. Таким образом, процесс принятия затягивается, приводит к срывам сроков поставки и т. д.». Эксперт 3: «Ввести коэффициент качества. Ввести уголовное преследование исполнителя и заказчика за выдачу заведомо ложного сертификата качества, ввести коэффициент на продукцию российских изготовителей (или изготовителей из Таможенного союза). Справляться со сложностями нам почти всегда удается, мы стараемся добиваться успеха, но хотелось бы в будущем видеть улучшения в сторону решения проблем тендерных закупок и контроля со стороны государства». Когда мы задумали осветить такую тему, как тендеры, мы не предполагали, что столкнемся с определенными трудностями. Вообще, практически все аспекты конкурсных торгов отражены в различных законодательных актах и в рамках государственных закупок, и в рамках коммерческих конкурсов. Однако, видимо, опять сработал сформулированный некогда одним государственным деятелем принцип: «Хотели, как лучше – получилось, как всегда…». И основной трудностью, с которой сталкиваются участники тендерных торгов, является отсутствие конкретного технического задания и прямой связи с заказчиком (организатором). Внимательно анализируя мнения, высказанные нашими экспертами, мы пришли к выводу, что тендеры в России, в частности, в отрасли трубного арматуростроения, не дают должного стимула к развитию наиболее успешных производителей и часто не совсем справедливы к их участникам. И, возможно, в этом вина всех участников данного процесса. Потому что практически за каждой претензией эксперта или пожеланием к улучшению практики организации закупок ясно виден человеческий фактор. Все участники недорабатывают до результата. Хитрецы и некомпетентные специалисты получают преимущества, а честные промышленники несправедливо оказываются за рамками торгов. Встает ребром самый главный вопрос – кадровый. Это пиар-менеджеры, которые должны стремительно вынести справедливую информацию о недобросовестных торгах в медийное пространство; юристы, готовые оспорить проведенный тендер; пресс-службы, дающие полноценный новостной контент, в том числе и о неудачах в торгах. Получается, что прав был один из руководителей бывшего СССР: «Кадры решают все!». Мы же можем добавить, что решают все те кадры, которые ориентированы на успех и мотивированы на достижение результата! Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 2 (44) 2018
|
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |