Для перестановки (работы) пневматического привода используется сжатый воздух.
- А что же еще?- спросите Вы,- Привод-то ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ!
А что такое воздух вообще? – Смесь газов.
И возникает резонный вопрос – если это какие-то газы, нет ли возможности использовать что-то еще, кроме воздуха.
И резонный ответ – а почему бы и нет.
Начнем с простого – в воздухе присутствует около 70% азота, т.е. большую часть воздуха занимает как раз этот нейтральный газ. Его использование в составе сжатого воздуха не наносит вреда управляемому им (воздухом) приводу. А что, если у нас нет воздуха, но есть азот – в баллонах, или какой-то еще, который остался от какого-то процесса и его можно либо просто «выкинуть» либо… И вот тут возникает заманчивая возможность использовать "дармовой" продукт для полезных целей. В качестве примера – металлургическое производство – где для плавки металла используется кислород, который, естественно, получают из воздуха, предварительно его сжимая, а вот куда деть азот, который остался после такой процедуры? Пожалуйста – в пневмопривод. Азот подается уже очищенный и осушенный, что существенно может продлить срок службы оборудования, а также предотвратит образование конденсата в трубопроводах, т.к. азот уже как раз предварительно подготовлен.
А что еще можно использовать для работы привода?
Другой пример, на этот раз из области – а если нет ни воздуха ни азота, а только… природный газ. Имеем – магистральный трубопровод и шаровый кран на нем в кол-ве 1шт. и на многие километры одни медведи. Давление в трубе есть, и немаленькое. Так почему бы не воспользоваться этим газом предварительно снизив давление до приемлемых 6-8 бар. При этом энергии на срабатывание катушек надо совсем немного – иногда достаточно запитать их от аккумулятора или солнечных батарей, что существенно повысит автономность системы. Для аварийного срабатывания газ может быть предварительно саккумулирован в ресивере.
Сигнал на срабатывание клапана и обратный о текущем положении может быть передан по системам GSM связи.
Частным случаем такой системы может служить пневмогидропривод. Когда сам привод заполнен маслом, а управление осуществляется тем же воздухом или газом. При этом привод не превращается в гидравлический, т.е. нам не нужна высокобарная арматура, включая насос для его работы. При этом рабочее тело – гидравлическая жидкость может быть использована в гидронасосе для реализации функции ручного дублирования.
Стандартные приводы с маслом работают очень даже неплохо, т.к. все уплотнения подобраны таким образом, чтобы выдерживать взаимодействие с этим типом среды. В некоторых случаях такое использование привода дает дополнительный эффект с точки зрения обеспечения плавности открытия-закрытия арматуры. На некоторых объектах при большом перепаде давления в трубопроводе резкое срабатывание клапана (при быстродействующем пневмоприводе) может привести к возникновению гидроудара. Масло внутри привода может служить дополнительным демпфером и предотвращать такое нежелательное явление.
А вот более экзотическим «рабочим телом» можно считать обыкновенную воду. И такие приводы тоже существуют и имеют право на жизнь. Понятно, что для работы в качестве среды управления вода должна быть специально подготовлена (химически нейтральна), содержать немного солей, чтобы они не откладывались в полостях и проходах привода. И для работы необходимо предусмотреть слив воды в какой-нибудь канализационный люк. В отличие от сжатого воздуха или азота воду не очень хорошо просто сбрасывать в атмосферу, поэтому нужна дополнительная трубка для отвода воды от привода. Но если у Вас много хорошо подготовленной воды, а воздух тянуть это отдельная история, то этот вариант может быть очень даже привлекательным. Надо только учесть условия эксплуатации и подобрать привод из материалов, которые нормально будут работать в постоянном контакте с водой – анодированный алюминий или нержавеющие стали. В остальном – никаких ограничений.
Как мы видим – с точки зрения источника энергии пневмопривод может нам предложить достаточно широкий выбор, что обеспечивает его высокую гибкость в применении на различных средах.
Будем крайне признательны, если Вы, наши дорогие читатели, сможете поделиться своими идеями и решениями в области используемых рабочих сред для управления приводами.