вид  
29 Марта 2024г, Пятница€ — 99.7057,  $ — 92.2628загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Доклад: в Государственной Думе приняты рекомендации по импортозамещению. Часть III.

9 Июля 2015
Продолжение. С частью II из доклада можно ознакомиться здесь

О негативных последствиях введения секториальных санкций США и стран ЕС. Импортозамещение в нефтегазовом комплексе (НГК). Российский экспорт нефти и нефтепродуктов составляет в денежном выражении около 280 млрд, газа - свыше 60 млрд. долл. Суммарная экспортная выручка от продажи углеводородов равна примерно 2/3 общероссийского экспорта и 12% годового ВВП России. Россия, поставляя топливо в Европу, получала в обмен технику, технологии, лекарства, товары легкой промышленности, частично продукты питания.

Инновационный потенциал страны во многом сосредоточен в оборонных отраслях. Примером успешной экономической деятельности, которые испытывают прямое инновационное воздействие ОПК, является, например, атомная энергетика; освоение космоса и его использование для связи; транспортное и пассажирское авиастроение; производство платформ для добычи нефти и газа на шельфе морей и т. д.

ТЭК становится важнейшей сферой инновационного развития страны в связи с переходом к добыче трудноизвлекаемых углеводородов на больших глубинах, шельфе морей и Ледовитого океана, к их добыче из горючих сланцев, эксплуатации бедных нефтяных месторождений, транспортировке газа и нефти на большие расстояния по трубопроводам, производству сжиженного природного газа (СПГ) и т. д.

Однако с 2014 года среди объектов экономических санкций оказались оборудование и технологии, применяемые для добычи нефти и газа. США и ЕС ввели ограничения на поставки технологий и техники в нефтяную промышленность. В нефтяной промышленности ограничена совместная инновационно-инвестиционная деятельность российских и западных компаний.
Под санкциями оказался импорт бурового оборудования, электрических насосов, морских платформ для добычи на шельфе, материалов, используемых для добычи нефти. Под запрет подпадает импортная электроника, используемая для комплектования морских нефтедобывающих платформ. Акцент в санкциях сделан на высокотехнологичных процессах, важных для разработки трудноизвлекаемых ресурсов.

Использование высоких технологий и современной техники выступает необходимой предпосылкой поддержания добычи нефти в условиях истощения наиболее богатых залежей или хотя бы предотвращения ее резкого падения. Для этого нефтяным компаниям требуются самое передовое оборудование и технологии разработки бедных месторождений, добычи нефти и газа на арктическом шельфе, из сланцев. Санкции ограничивают возможности комплексного освоения Арктики, прежде всего в рамках международного сотрудничества в добыче полезных ископаемых. Под вопросом реализация оказались более 50 соглашений с зарубежными партнерами - американскими, норвежскими, венесуэльскими, арабскими и другими в области проведения совместных буровых работ, наклонного бурения с берега, с платформ, производства СПГ, развития нефтехимии.

Центр международной торговли, изучая детали эмбарго на импорт технологического оборудования для российских нефтегазовых компаний установил, что ограничения охватывают 68% всего импорта этого сектора. По данным Минпромторга РФ, заместить многие виды оборудования российскими аналогами в обозримом будущем не удастся. Поставщиком может стать Китай, хотя качество китайской продукции значительно ниже, чем западной.

По данным таможенной статистики, половина импорта жидкостных насосов, используемых для добычи нефти, осуществляется из Германии, Украины, Италии и США. На поставки из Китая приходится 15% импортных насосов. Что касается буровых платформ и других плавучих средств, для которых судоходные качества второстепенны, то свыше 90% их импорта в Россию поступает из Республики Корея.


В условиях свободной конкуренции процесс импортозамещения связан с повышением конкурентоспособности отечественной продукции, вытесняющей импорт на внутреннем рынке. Такой тип импортозамещения, основанный на инновациях, можно определить как инновационный. Последствием инновационного импортозамещения становятся повышение качества и/или снижение производственных издержек и цены продукции, поставляемой на внутренний рынок.

Примером успешного инновационного импортозамещения служит производство труб большого диаметра. СССР начал строить трубопроводы для экспорта газа, когда современного производства труб большого диаметра, способных выдержать требуемое давление с высокой надежностью, в стране еще не было. Поэтому между СССР и ФРГ был подписан "контракт века", который осуществлялся под девизом "газ в обмен на трубы". В 2000 - 2012 гг. в производстве газовых труб большого диаметра была реализована программа импортозамещения - запущен самый современный листовой широкополосный прокатный стан-5000, введены в строй четыре линии по производству труб большого диаметра с полиэтиленовым покрытием. В настоящее время Россия располагает самым современным комплексом по производству труб большого диаметра, способным полностью удовлетворить потребности газопроводного строительства.

В отличие от инновационного импортозамещения, санкции обусловливают принудительное импортозамещение, которое часто сопровождается потерей качества, ростом цены, увеличением сроков реализации инновационных проектов. Помимо санкций, факторами принудительного импортозамещения в настоящее время выступают:

- резкая девальвация рубля, ограничивающая возможности приобретать импортную продукцию;
- падение цен на нефть;
- утрата доверия российских компаний к внешнеторговым и международным инвестиционным соглашениям;
- постепенное исчерпание экспортного потенциала ТЭК.

Поскольку сроки действия санкций оговорены условно, их перечень нередко расширяют, а регламент отмены не определен, российские компании вынуждены ориентироваться на упреждающее импортозамещение, выходящее за рамки нынешних санкций. Российские компании с большим энтузиазмом стали строить стратегию своего развития на базе аутсорсинга и освобождаться от непрофильного сервиса. В новой геополитической обстановке импорт и инвестиционные соглашения о совместной деятельности превратились в объект политического давления. В таких условиях бизнес с опаской относится к использованию производственных систем, основанных на западных технологиях, импортном оборудовании и программном обеспечении. Он ожидает возможного введения новых ограничений, например, на поставку в Россию ИТ-технологий.

Серьезным препятствием для успешного импортозамещения выступает рост издержек производства и цен, в следствии чего снижается конкурентоспособность российских товаров. Объективными причинами роста производственных издержек и цен (помимо попыток государственных монополий завышать цены) стали, с одной стороны, исчерпание запасов природных ископаемых, а с другой - рост доходов, зарплат, бюджетных расходов на крупные социальные проекты, экономическая отдача от которых может быть получена лишь в отдаленном будущем.

ТЭК является одним из главнейших источникоми загрязнения окружающей среды, выбросов в атмосферу и воду. Поэтому здесь остро стоит вопрос о необходимости дополнительных расходов на охрану окружающей среды, особенно в условиях вечной мерзлоты и арктических морей. Это также может привести к росту издержек и цен на продукцию ТЭК.


Цены на нефть и газ зависят от новых технологий добычи и транспортировки. Так, по мнению вице-президента компании ВР Russia В. Дребенцова, после 2017 г. объем экспорта СПГ из США будет сопоставим с нынешними объемами поставок российского газа в Европу. После 2016 - 2017 гг. в мире резко возрастут поставки СПГ из США, Австралии и других стран.

Поскольку процесс импортозамещения направлен на увеличение доли отечественной продукции на внутреннем рынке, емкость которого ограничена, российские компании проигрывают ценовую конкуренцию ТНК, работающим в рамках мирового рынка. Проблема малосерийности импортозамещения и связанная с этим неконкурентоспособность с замещаемым импортом по ценам возникают при производстве электроники, нефтегазового и другого оборудования. Например, из-за малосерийности будущих заказов пришлось отказаться от собственного производства крупнотоннажных танкеров. Для решения этой проблемы необходима государственная поддержка - предоставление финансовых средств в форме экспортных кредитов, лизинга и др.

Следует заметить, что будущее ТЭК определяет природный фактор - постепенное исчерпание наиболее доступных залежей нефти, а в перспективе - и других полезных ископаемых. Санкции не позволяют перейти к новому этапу в развитии российского ТЭК, связанному с "арктической революцией", освоением достижений "сланцевой революции" и другими технологическими прорывами. Не являясь первопричиной угроз и трудностей, санкции сдерживают инновационное развитие и использование новейших технологий в условиях прекращения действия традиционных факторов роста.
Инновационный и инвестиционный факторы влияют на экономический рост с некоторым временным лагом. Так, кризис 2009 г. вызвал резкое сокращение инвестиций и импорта оборудования, что привело к снижению темпов экономического роста в России в 2012 - 2014 гг. Поэтому ряд экспертов справедливо полагают, что санкции 2014-15 гг. отразятся на развитии отечественной экономики и ее ведущих отраслей лишь через три-пять лет. Россия может использовать это время для производства импортозамещающей продукции, привлечения инноваций и инвестиций на рынках третьих стран.

По замыслу, санкции носят кратковременный характер, но они однозначно имеют долговременные последствия. Принудительное импортозамещение приведет к некоторой потере качества продукции и росту цен. В условиях низких темпов экономического роста необходимо ограничить потребление, социальные программы и геополитические амбиции. России предстоит перейти к более экономному режиму потребления.

О негативных последствиях введения санкций можно сделать следующие выводы.

1. В отношении России впервые применены внешнеторговые ограничения на поставку инновационных и инвестиционных товаров, на действие международных соглашений о совместной деятельности, необходимых нефтегазовым компаниям. Возникли неожиданные препятствия для перехода к добыче трудноизвлекаемых углеводородов на бедных месторождениях, на шельфе Ледовитого океана, из сланцев. Откладывается выполнение ряда крупных нефтегазовых проектов. Ввиду исчерпания богатых месторождений могут снизиться добыча углеводородов, экспортный потенциал России. Под угрозой оказывается обеспечение страны техникой, технологиями, лекарствами, многими потребительскими товарами.
2. В результате замещения импорта продукцией собственного производства либо товарами, поставляемыми из третьих стран, могут снизиться качество продукции и/или вырасти издержки производства. Если бы замещающая продукция имела конкурентные преимущества перед импортом, то она выиграла бы у него и до введения санкций. Но этого не произошло. Из-за санкций стране придется мириться с потерей конкурентоспособности, использовать более дорогие и менее качественные заменители импорта. Серийность производства отечественной продукции, как правило, будет меньше импортной, поэтому она может оказаться дороже.
3. Глобальные угрозы несут ограничения на совместную деятельность российских компаний с ведущими зарубежными партнерами в области экологических проектов, особенно в атомной энергетике, при добыче углеводородов на шельфе Ледовитого океана, при использовании зон вечной мерзлоты. Даже после гипотетической отмены санкций прежние мирохозяйственные связи России и Европы быстро восстановить не удастся, поскольку исчезло взаимное доверие. В этих условиях ускоренное импортозамещение, пусть даже с некоторыми потерями, необходимо для обеспечения геополитической безопасности России.

И все же у России, ЕС и США достаточно причин вернуться к совместной деятельности и сотрудничеству в области предотвращения экологических катастроф, производства энергоресурсов, продовольствия, ограничения вооружений, борьбы с голодом, болезнями, терроризмом, наркотиками. Тем более что наша страна располагает большими ресурсами земли, воды, природных ископаемых, человеческого капитала, богатейшим культурным и духовным наследием.

По мнению специалистов Минэнерго России, а качестве ключевых технологий, возможных для импортозамещения в отрасли в 2015–2016 гг.. можно выделить, например, гидроразрыв пласта, системы закачивания скважин и технологии сопровождения спуска оборудования в скважины, как и технологию наклонно-направленного бурения. В этих секторах возможно привлечение опыта и технологий стран, не поддерживающих санкции против России. При этом Минэнерго в ежедневном режиме работает с компаниями отрасли над определением основных технологических направлений, требующих государственной поддержки.

Чрезвычайно важным представляется организация процесса замещения импортной продукции и услуг, определение тактических и стратегических задач. Экспертный совет Союза нефтепромышленников РФ предлагает следующие меры:

1. Прежде всего необходимо проанализировать состояние российского рынка оборудования и услуг для нужд ТЭК и систематизировать эти данные. Установить наличие или отсутствие оборудования, аналоги которых поступали из-за рубежа и востребованы в настоящее время.
2. Создать отраслевой каталог оборудования для нефтегазовой отрасли с исчерпывающей информацией по каждому оборудованию. Обеспечить доступный для пользователей интерфейс с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
3. Изучить потребности участников рынка в технике и технологиях с учетом средне и дальнесрочного прогноза его развития в рамках Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Цель – разработка технических условий на потребное оборудование, системы стандартов для разрабатываемого оборудования и соответствующих технологических процессов, а также создание баз данных о потребителях, производителях, технологиях и пр.
4. Построить национальные полигоны для испытания нового и усовершенствования новых образцов техники и технологий в реальных промысловых условиях. Технопарки с указанными полигонами следует организовывать в районах добычи при условии наличия развитого производственного и научного потенциала.
5. Срочно подготовить законодательные инициативы по развитию испытательных центров и полигонов, взяв за образцы лучшие мировые наработки.

Однако реализация перечисленных задач возможна при обеспечении эффективной государственной поддержки.

О проблемах инновационного развития нефтегазовой отрасли в области добычи нефти и газа. Нефтегазовый комплекс (НГК) играет ключевую роль в экономике России и формирует около 20% ВВП, 50% нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 67% валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объеме экспорта, 25% объема инвестиций в основной капитал.


Для устойчивого развития экономики России, повышения качества жизни населения страны, содействия укреплению ее внешнеэкономических связей, эффективному использованию природных энергетических ресурсов актуальной задачей является переход на инновационный путь развития, прежде всего, нефтегазового комплекса России, как основного локомотива роста российской экономики. В этой связи решение вопросов модернизации НГК России должно стать мощным импульсом развития инновационного потенциала во всех секторах экономики – в промышленности, прежде всего, перерабатывающей, транспорте, связи, сфере услуг. Основу стратегии долгосрочного устойчивого экономического развития должно составить оптимальное взаимодействие и взаимообеспечение всех секторов экономики. Государственная инновационная программа в сфере разведки и добычи углеводородов должна учитывать сложившиеся тенденции развития отрасли, отвечать новым вызовам времени.

Главной проблемой, которая начала тормозить и будет тормозить еще устойчивое развитие добычи нефти в традиционных нефтегазоносных провинциях, прежде всего, в Западной Сибири, является совершенно недостаточный уровень геологоразведочных работ. Приросты запасов нефти за полтора последних десятилетия не обеспечивают устойчивую работу нефтяного комплекса России на перспективу и неизбежно приведут к падению добычи нефти в стране. Деятельность недропользователей по выявлению и подготовке запасов нефти является неудовлетворительной. В условиях ограниченных перспектив открытия новых крупных нефтяных месторождений, а также четкой ориентации экономической политики страны на ресурсосбережение особо острой является проблема инновационного развития и повышения эффективности поисков и разведки углеводородов в традиционных и новых регионах добычи.

По оценкам ИНГГ СО РАН, объем поисково-оценочного и разведочного бурения должен возрасти с современных 1,1 до не менее 3,5 млн м. Этот показатель будет почти в 3 раза меньше того уровня, который был достигнут в РСФСР на конец 1980-х гг. Однако в сложившихся условиях соответствующий уровень глубокого бурения будет способен поддержать тот минимальный уровень прироста сырьевой базы, который необходим для устойчивого прироста добычи УВ.

Разработка месторождений тяжелых и высоковязких нефтей. Особенностью мировой нефтедобычи является увеличение доли трудноизвлекаемых запасов – нефти тяжелой и высоковязкой, а также с низким уровнем проницаемости коллектора (0,05 кв. мкм). К тяжелым и высоковязким нефтям относятся нефти с плотностью более 0,92 г/см3 и вязкостью более 30 мПа*с. Мировые запасы тяжелой и высоковязкой нефти примерно в 5 раз превышают объем запасов нефти малой и средней вязкости. Трудноизвлекаемая нефть рассматривается в качестве основного резерва мировой добычи нефти, существуют значительные перспективы и у России.

Мировой объем добычи тяжелой и высоковязкой нефти незначителен, что связано с недостаточным развитием технологий освоения подобных залежей. Существующие технологии требуют значительных капиталовложений в добычу, переработку и транспортировку. Однако тяжелые и высоковязкие нефти являются ценным сырьем для топливно-энергетической промышленности, а также для нефтехимии и источником дефицитных редких металлов.

Российские запасы тяжелой и высоковязкой нефти составляют около 13% от общего объема разведанных ресурсов нефти страны. Основные запасы высоковязких и тяжелых нефтей сосредоточены в трех ФО России: 54% — в Приволжском и Северо-Западном ФО и 36,5% — в Уральском. Основная добыча тяжелых и высоковязких нефтей ведется в Республике Татарстан и Республике Коми. Наиболее крупные месторождения: Ван-Еганское, Северо-Комсомольское, Усинское, Русское, Гремихинское.


Вовлечение в разработку месторождений в новых регионах нефтегазодобычи, прежде всего, на востоке России, а также на шельфе арктических и южных морей. По мере исчерпания сырьевой базы континентальных нефтегазоносных провинций России центр добычи сместится в еще более сложные и неизученные регионы, и поддержание и наращивание добычи углеводородов в России будет возможным только за счет ввода в разработку шельфовых месторождений, предпосылкой открытия которых служит проведение активной лицензионной политики и законодательного обеспечения государством уже в настоящее время.

Это потребует привлечения значительных научных проработок и законодательных инициатив по обеспечению инновационного перехода в новые регионы газодобычи России. Ни российская, ни мировая история еще не знали такой резкой дифференциации горно-геологических и природно-климатический условий разработки месторождений углеводородов, прежде всего, природного газа. Потому особенно необходимы именно инновационные и технологические решения.

Основным регионом, обеспечивающим прирост добычи нефти в стране последние годы, является Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) – за счет планомерного выхода на проектную мощность Ванкорского (Красноярский край), Талаканского (Республика Саха), Верхнечонского (Иркутская область) месторождений. Восточно-Сибирский регион играет ключевую роль в компенсации падающей добычи нефти на старых месторождениях традиционных нефтедобывающих регионов и обеспечении энергетической безопасности России.

В газовой промышленности также происходит изменение географии добычи. Так, если на территории ЯНАО основная добыча газа осуществлялась на территории Надым-Пур-Тазовского междуречья, то уже сейчас активно идет подготовка к освоению месторождений п-ва Ямал, Обской и Тазовских губ. В 2012 г. стартовал мегапроект разработки Бованенковского месторождения на Ямале. В среднесрочной перспективе существенно возрастет роль шельфа южных (Каспийского), арктических (Баренцевого и Карского), а также дальневосточных (Охотское) морей. По оценкам специалистов, добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) может возрасти до 85 – 95 млн тонн (в зависимости от варианта развития территории), что может составить до 17 – 18% в структуре российской нефтедобычи. Добыча газа в 2020 г. может составить 70 – 75 млрд. м3, в 2040 г. – 140 – 155 млрд. м3, что может составить до 10 – 15% в структуре российской газодобычи.

Добыча нефти на шельфе может возрасти до 28 – 32 млн тонн в 2020 г. и 30 – 40 млн тонн – в 2040 г., что составит 5 – 6% от общероссийской добычи. Россия имеет существенные возможности по наращиванию добычи и поставок газа с шельфа. Однако объем добычи газа на шельфе в существенной мере будет зависеть от конъюнктуры мировых рынков газа.

Разведка и разработка нетрадиционных источников жидких углеводородов (сланцевая нефть баженовской свиты, битуминозные песчаники Оленекского месторождения и др.). Преобладающая часть ресурсов сланцевой нефти находится на территории США (78%). Второе место занимает Китай с потенциальными ресурсами, оцениваемыми в 47 млрд. тонн. Значительные запасы сланцевой нефти сосредоточены в России. Наиболее крупной залежью сланцевой нефти в России является баженовская свита, расположенная в Западной Сибири. По оценкам Минэнерго России, ресурсы баженовской свиты оцениваются в 22 млрд. тонн, из них 55 млн тонн – извлекаемые запасы.

В 2012 г. ОАО "Газпром" приступило к реализации проекта по освоению баженовской свиты Верхне-Салымского месторождения в Югре. К 2022 г. планируется выйти на уровень добычи в 1 млн тонн в год. По мере истощения традиционных запасов нефти баженовская свита рассматривается как один из важных объектов для восполнения ресурсной базы.
По оценкам специалистов, добыча нефти из баженовской свиты может составить в 2020 г. – 2 млн тонн, в 2025 г. – 6 млн тонн, в 2035 – 2040 гг. – до 30 – 40 млн тонн.
Основные запасы нефти битуминозных песчаников сосредоточены в Венесуэле, Канаде, США. В настоящее время в промышленном масштабе нефть из битуминозных песчаников получают только в Канаде. Битуминозные песчаники Канады содержат свыше 170 млрд. бар. возобновляемых запасов нефти.

Приволжский ФО и Республика Саха (Якутия) являются лидерами по выявленным ресурсам природных битумов. Крупнейшие геологические ресурсы битумов сосредоточены в Оленекском регионе — вблизи Анабарского щита в Восточной Сибири. Промышленная разработка на Оленекском месторождении может начаться не ранее 2025 – 2030 гг. На первом этапе производство синтетической нефти может составить не более 3 – 5 млн тонн.


Таким образом, инновационное развитие и модернизация производств, связанных с разведкой и добычей углеводородов в России, – одно из ключевых направлений инновационного развития нефтегазового комплекса страны.

На основании вышеизложенного, Комитет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность сохранения в полном объёме финансирования основных мероприятий подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" Государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов". Актуализировать в указанной программе:
1) комплексное решение вопросов технологического обеспечения, морской, транспортной и прибрежной составляющих инфраструктуры нефтегазовых комплексов;
2) создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление отечественной производственно-технологической базы создания и производства технических средств и технологий для освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа.
2. В целях совершенствования нормативной правовой базы проектирования разработки и обустройства месторождений углеводородов рассмотреть возможность создания и внедрения обязательных регламентов на информационное обеспечение, проектирование, разработку и проведение мониторинга выполнения проектных решений. Регламенты должны включать в себя современные методы исследования продуктивных пластов и процессов разработки, инновационное проектирование, применение новейших эффективных технологий нефтедобычи, современных энергетически эффективных решений по обустройству месторождений, мониторинг разработки месторождений и контроль своевременного выполнения проектных решений.
3. Активизировать геологоразведочные работы (поиск, разведка и освоение) месторождений углеводородного сырья за счёт средств федерального бюджета, сконцентрировав их в перспективных районах континентального шельфа страны.
4. Совместно с региональными органами власти и компаниями-недропользователями рассмотреть возможность создать многофункциональные полигоны отработки технологий и испытания оборудования в реальных условиях для освоения различных видов трудноизвлекаемых и нетрадиционных УВ ресурсов, а также в целях замещения импортной продукции, совершенствования имеющейся продукции для развития в будущем экспансии на внешние рынки.
5. Разработать с участием Центрального банка Российской Федерации меры, направленные на привлечение дополнительных источников финансирования для проведения геологоразведочных работ на ранних стадиях геологического изучения недр, в том числе и на континентальном шельфе.

Минприроды России:

Уделить особое внимание сохранению экологического равновесия морской и геологической сред в районах проведения работ по разведке и разработке континентального шельфа и на путях транспортировки нефтепродуктов, обеспечению особых требований к проведению работ по обустройству и эксплуатации месторождений, что означает создание мощной, а главное, безаварийной системы экологической защиты, обеспечивающей безопасность инфраструктуры нефтегазовых комплексов от не санкционированного доступа, нештатных экологических, сейсмических и природно-климатических ситуаций.

Минприроды России и Федеральному агентству по недропользования рассмотреть возможность:

Возобновления программы параметрического бурения на арктических островах и шельфе в целях комплексного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы континентального арктического шельфа Российской Федерации.

Минприроды России, Минэнерго России, Минэкономразвития России и Минфину России рассмотреть возможность:

1. Разработать систему повышения инвестиционной привлекательности поисковых проектов и стимулирования недропользователей на ранних стадиях проведения геологоразведочных работ.
2. Провести комплексный анализ возможного экономического роста, повышения числа рабочих мест в регионах, способных принять непосредственное участие в разработке континентального шельфа и транспортировке углеводородного сырья.

Минэнерго России, МПР России, Минэкономразвития России, Минфину России при участии недропользователей, сервисных предприятий и производителей рассмотреть возможность:

1. В целях выработки согласованного системного подхода по направлениям и порядку решения вопроса освоения ресурсов "сланцевой нефти", для гармонизации усилий всех заинтересованных сторон разработать в 2015 г. "Концепцию освоения сланцевой нефти России", которая, в свою очередь, должна стать основой для аналогичной Государственной программы.
2. Разработать меры государственной поддержки для активизации доводки до серийного производства имеющиеся отечественные аппаратурно-методические разработки, отвечающие изменившимся условиям ведения геолого-разведочных работ, включая оптимизацию методики и техники для конкретных геологических условий (адаптивную сейсморазведку)
3. Разработать меры государственной поддержки для развития отечественных аппаратурно-методических и программных комплексов в области геолого-разведочных работ в части:

- финансирования НИОКР, доведение разработок до коммерческого продукта;
- включения в контракты на ГРР с использованием государственных средств обязательств по использованию отечественных аппаратурно-методических и программных комплексов. В частности, два корпоративных симулятора: пакет "РН-КИМ" ОАО "НК "Роснефть" и пакет "Техсхема" ОАО "Сургутнефтегаз", которые являются законченными полнофункциональными программными комплексами для моделирования разработки месторождений УВС и по своим характеристикам и функциональным возможностям во многом превосходят широко используемые в Российской Федерации зарубежные программные комплексы.


Минприроды России совместно с Минэнерго России:

1. Ускорить согласование и утверждение разработанных правил проектирования и правил разработки месторождений полезных ископаемых (приоритетно по УВС) с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2. Разработать совместные предложения по техническим регламентам в сфере проектирования разработки месторождений полезных ископаемых (приоритетно по УВС) и внести их на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
3. Разработать условия непрерывного проведения опытно-промышленных работ на месторождениях УВС с целью совершенствования техники и технологий добычи, сбора и подготовки извлекаемого сырья, учитывая, что на структуру наземного обустройства приходится более 50% капитальных вложений, более 70% эксплуатационных затрат. Предложить тип лицензии на пользование недрами в указанных целях, определить не менее трех месторождений с низкой рентабельностью для составления проекта полигона.

Минприроды России совместно с компаниями и организациями нефтегазовой отрасли для разработки новых нетрадиционных направлений поисковых работ в старых нефтегазоносных провинциях:

1. Разработать мероприятия по проведению крупномасштабного (в масштабе 1: 200 000) геологического картирования старых нефтегазоносных провинций за счет средств недропользователя. Затраты, необходимые для картирования нераспределенного фонда недр, финансируются за счет средств федерального бюджета.
2. Рассмотреть возможность включить указанные мероприятия в состав подпрограммы № 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" Государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".

Минэнерго России рассмотреть возможность:

1 Разработать и реализовать Программу НИОКР с целью создания инновационных технологий разработки месторождений нефти и газа с трудноизвлекаемыми запасами, а также широкой опытно-промышленной апробации их на реальных объектах.
2. Сформировать совместно с нефтегазодобывающими компаниями приоритетный перечень научно-технических и технологических исследований по разработке и освоению в производстве оборудования, средств и методов измерения, контроля и автоматизации, информационных систем для обеспечения текущих и перспективных потребностей отечественного ТЭК, в том числе в рамках импортозамещения, при проведении геологоразведочных работ, работ, связанных с эксплуатацией скважин и поддержанием их в работоспособном состоянии.

Минэнерго России, Минэкономразвития России и Минфину России рассмотреть возможность:

В целях совершенствования законодательства в сфере недропользования разработать законодательные меры по стимулированию развития государственной поддержки и государственно-частного партнерства в стратегических капиталоемких проектах нефтегазового комплекса.

Минпромторгу России рассмотреть возможность:

1. Разработать и включить в государственную программу "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" мероприятия по созданию судов специального назначения и технологического оборудования для геологического изучения, поиска, разведки и освоения шельфовых месторождений углеводородного сырья.
2. Поддержать предложение Росстандарта и ОАО "Татнефть" о создании Полигона для отработки современных методов добычи и измерения количества нефти, битумов и попутного нефтяного газа и профинансировать его создание в 2015-2016 годах на условиях государственно-частного партнерства в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации №16 "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности".
3. Обеспечить создаваемые нефтегазовые комплексы в региональных экономических зонах нефтегазовых провинций континентального шельфа РФ современными отечественными средствами океанотехники для разведки и промышленного освоения их нефтегазового потенциала, обеспечения в целом сбалансированного производства океанотехники.
4. Обеспечить развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной промышленности в целях создания конкурентоспособных технико-технологических систем для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья с континентального шельфа РФ.
5. Создать новые образцы систем техники по обеспечению разведки и освоения шельфа, учитывающие уникальные природно-климатические особенности континентального шельфа РФ, особенно в Баренцевом, Охотском и Карском морях.

Минобрнауки России совместно с Минприроды России и Минэнерго России рассмотреть возможность:

В целях эффективной разработки, совершенствования и внедрения инновационных сейсмических технологий, а также подготовки высококвалифицированных кадров геофизиков-сейсмиков для поиска и разведки месторождений углеводородного сырья создать в Государственном университете "Дубна", на кафедре "Общей и прикладной геофизики" Научно-образовательную проблемно ориентированную лабораторию нефтегазовой сейсмоакустики, оснащенную аппаратурой и оборудованием, укомплектованную кадрами, с утвержденной целевой программой на долгосрочную перспективу".

Председатель Комитета по энергетике Государственной Думы П.Н. Завальный

Метки СПГ импортозамещение Арктический шельф

Смотрите также:
Медиагруппа ARMTORG - информационный партнер выставки VODEXPO 2024 Медиагруппа ARMTORG - информационный партнер выставки VODEXPO 2024
Медиагруппа ARMTORG выступит информационным партнером центральной водохозяйственной выставки России - VODEXPO 2024. Мероприятие состоится с 18 по 20 июня 2024 года в Москве (ЦВК «Экспоцентр») в рамках VIII Всероссийского водного конгресса. Гостям...
Завод «ЗЭО Энергопоток» получил сертификат соответствия на клапаны герметические Завод «ЗЭО Энергопоток» получил сертификат соответствия на клапаны герметические
АО «ЗЭО Энергопоток» получило сертификат соответствия продукции в области использования атомной энергии. Документ распространяется на клапаны герметические ИА 01017 (условные проходы DN800, DN 1000, DN 1200).
В МК «Сплав» осуществляется проверка соответствия СМК требованиям системы сертификации ГК «Росатом» «Росатомрегистр» В МК «Сплав» осуществляется проверка соответствия СМК требованиям системы сертификации...
Орган по сертификации «Русский Регистр» проводит проверку соответствия СМК предприятий МК «Сплав» требованиям системы сертификации ГК «Росатом» «Росатомрегистр».
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)