Новый рынок ТПА в 2009 – 2010 годах?
Д. *, главный редактор международного журнала «Трубопроводная арматура и оборудование»
Этот сокращенный и измененный вариант статьи, который подготовлен для Форума armtorg.ru. В заголовке стоит вопросительный знак, потому что ситуация на рынке ТПА сейчас не поддается точному анализу. Любые прогнозы неизбежно будут содержать погрешность. Но обсуждение ситуации в ТПА, в частности, что будет с вторичным рынком, позволит руководителям многочисленных посреднических фирм принимать оптимальные решения в текущей работе и найти пути развития компании в новой ситуации. Большинство директоров, к сожалению, не осознали, что рыночная ситуация меняется и, по видимому, грядут еще более сильные изменения. Возможно, это приведет к коренным изменениям в деятельности посреднических компаний. Надеюсь, что посетители Форума найдут возможность написать свои комментарии и свое видение проблемы. Обсуждение может стать основой для подготовки рекомендательных документов с целью организации координации деятельности посредников. В частности, для ремонтных фирм, если бы были созданы документы типа «Ремонт ТПА. Нормы и требования», «Паспорт поставщика» и др., то практически все вопросы со стороны заводов – производителей ТПА и конечных потребителей по восстановленной арматуре отпали бы сами собой. В США это сделано, все ремонтники объединились в Союз, разработали такие документы и работают не нарушая законов.
Часть 1. Что уйдет с арматурного рынка в первую очередь:
1. Неэффективные производства, производящие в несметном количестве некачественные задвижки и шаровые краны. Дублируются одни и те же типоразмеры, продавая их по демпинговым ценам. Для производства 30с41нж всех исполнений достаточно будет 2–3 заводов, для шаровых кранов Ду 50–200 мм и Ру 16–40 достаточно максимум 5–7 заводов. В целом на арматурном внутреннем рынке могут успешно работать 30 российских заводов, не более 10 из Украины, Польши, стран СНГ, 20–30 совместных производств и поставщиков общепромышленной арматуры из Китая, 30–40 — заводов ЕС и США, поставляющих сложную смарт–арматуру и приводы, и, наконец, не более 5 крупнейших логистических компаний из Европы, обеспечивающих комплектные поставки уникальных типоразмеров, которые не выгодно производить или поставлять в Россию арматурным компаниям. Европейские фирмы расширяя операции на российском рынке, пользуются тем, что из-за падения рубля, это делать стало дешевле чем, в 2007-2008 годах. Но главное, это то, что потенциал российского рынка очень велик, тогда как рынки развитых стран в ступили в продолжительный период стагнации. Если 1998-99 гг западные рынки росли и российский рынок был не привлекателен для западных фирм, то сегодня ситуация резко поменялась. В эти годы многие фирмы уходили с российского рынка, сегодня все иначе. В 2009-2010 годах российским арматурным компаниям будут противостоять крупнейшие мировые производители арматуры, что значительно обострит конкуренцию, к которой многие арматурные заводы сегодня не готовы. После «китайского» периода в России начинается время конкуренции с сильнейшими мировыми поставщиками и производителями ТПА. Это самая главная угроза отечественным арматурным заводам в ближайшие 3-4 года. Резкое сокращение бюджетов заставит производителей изменить номенклатуру и полностью отказаться от производства «на склад». Уменьшение расходов и поиск новых потребителей от Вьетнама до Венесуэлы — это может спасти производителей в условиях глобального падения спроса на арматуру.
2. Массовость вторичного рынка ТПА. В последние годы в арматуру пришло несметное число «асов от арматуры», которые не смогли сделать карьеру в больших компаниях, создали маленькие «гаражно–табуреточные» фирмы, имея в штате себя любимого и главного бухгалтера, но не имея складов и транспорта. При этом эти «спецы» с помощью дешевого Интернета создали себе имидж крупных поставщиков, предлагая рынку неликвиды и «вторичку» по демпинговым ценам. Таких «фирм» в каждом областном городе сейчас имеется не менее 50–80, а в крупных индустриальных центрах их более 200. Уже в первом квартале 2009 года доля посредников в сделках значительно снизилась. Конечный потребитель убрал свои «родственные фирмочки» из цепочек продаж и стал оплачивать счета заводов–производителей, а не многочисленных «АБВГДкомплектов». Оптимально всю потребность региона в комплектации общепрома могут обеспечить 10–15 крупных коммерческих арматурных компаний регионального масштаба.
3. Миф о больших миллионных заказах на арматуру. Уже в ближайшее время забудут о гигантских стройках трубопроводов типа ВСТО, Сахалинские и Северные (Штокман) шельфы, нанокомпозитах для производства ТПА, поставках арматуры для госкорпораций и гигантских строек с финансовой поддержкой государства или частных ФПГ. Тендеры, конкурсы и реально востребованный спрос в ближайшие два года — это мелкосерийные поставки арматуры различных исполнений с полной комплектацией. В целом объем рынка в ближайшие два года упадет не на 20–30 %, а в разы. Самый оптимистический прогноз — падение в 1,5–2 раза, самый плохой — это падение в 3–4 раза. Пока же все крупные заказчики арматуры ждут когда будет раскассированы областные бюджеты и когда пойдут проплаты за уже поставленную продукцию в первом квартале.
4. Дешевый и некачественный Китай. Массовый потребитель, в том числе ЖКХ и Водоканалы значительно сократили и еще в разы сократят закупки новой арматуры и отправят почти все средства на ремонт и восстановления ранее закупленной продукцией, ржавеющей на многочисленных рембазах. Даже в сегменте дешевой общепромышленной арматуры китайская продукция не будет пользоваться массовым спросом. Объем поставок китайской арматуры в эти годы упадет в 4–5 раз.
5. Миф о замене денежных сделок массовым бартером или зачетом, как это было в начале 90–х годов. Нет промышленной продукции для бартера. В 90–е годы имелись огромные складские запасы в России и странах бывшего СССР. Сейчас склады пустые, меняться нечем. Задвижку на тушенку уже не поменяешь. Зачеты из–за банковских проблем стали невозможными.
Санкт–Петербург — Минск, Апрель 2009 года
|