На страницах "Вестника" и на портале ARMTORG.RU ранее уже рассказывали о VDMA (Союз немецких машиностроителей), даже было записано видео-интервью. За первые 5 месяцев 2018 года экспорт ТПА из Германии составил 1 676,7 млн евро (более 1,6 млрд евро), рост по сравнению с 2017 годом составил +4,2 %.
Предлагаю подробно рассмотреть ТОП-10 стран, куда экспортируется высококачественная ТПА из Германии, чтобы сделать собственные выводы и провести аналогии с нашей страной (рис. 1).
Итак, на первом месте Китай. Ключевые показатели развития Китая – потребление электроэнергии и объём импорта – показывают, что экономика страны по-прежнему находится в устойчивом положении. Это подтверждают объёмы экспорта ТПА в Китай, который вырос за январь-май 2018 года на 12,9 % по сравнению с предыдущим годом, достигнув 198 млн евро.
Правительство Китая принимает меры, которые приводят к снижению темпов роста кредитования. Тенденция общего замедления развития экономики страны продолжится и в 2019 году. Очевидно, что это скажется на импорте ТПА Китаем в ближайшей перспективе. Больше всего Германия экспортирует регулирующую арматуру (рост составляет 7 %), предохранительные клапаны (рост – 17 %) и «запорку» (рост – 6 %).
Более того, скажу я вам, мало что изменилось за последние 140 лет. В 80-х годах прошлого века ваш покорный слуга был поклонником журнала «Моделист-конструктор», в частности раздела «Морская коллекция» под руководством адмирала Н. Н. Амелько. Мне очень запомнилась статья № 9 от 1978 года о развитии китайского ВМФ под названием «Сражения в Желтом море» (рис. 2), там речь шла о событиях 70-х годов позапрошлого века. Приведу небольшую цитату из данной статьи: «…Ли (прим. автора: Ли-Хун-Чжан – влиятельный китайский государственный деятель конца 19 века) рассудил здраво. В те годы Англия славилась своими паровыми машинами, а Германия – крупповской броней. Так вот Ли и решил покупать быстроходные крейсера в Англии, а хорошо защищенные броненосцы в Германии».
Друзья, как говорится, без комментариев! Даже 140 лет назад «железо» было за Германией.
На почетном втором месте по объёмам экспорта стоят Соединенные Штаты Америки. Рост экспорта в США составил целых 14,7 %, достигнув по итогам первых пяти месяцев 2018 года 162,4 млн евро. Как видим, бизнес немецких компаний в США идет очень успешно, экономика страны получила хороший финансово-политический импульс благодаря налоговой реформе, ответив хорошим ростом.
Позитивная динамика демонстрируется и европейским рынком в целом – потребителями немецкой ТПА. Пусть за первые 5 месяцев 2018 года экспорт во Францию упал на 6,9 %, а в Австрию на 3,3 %, но рост экспорта в Италию составил +13,0 %, в Чехию – +15,5 % и в Бельгию – +22,9 % (почти четверть!!!), с лихвой компенсировав эти потери.
Большинство немецких компаний, представителей которых мы опросили, демонстрируют высокую загрузку мощностей, но при этом отмечают растущие проблемы: замедление Китая, выход Великобритании из ЕС, санкции в отношении РФ. Если цены на энергоносители будут расти, это снизит доходы производителей ТПА, но, с другой стороны, появятся новые проекты в нефтегазе, что компенсирует потерю прибыли в абсолютных цифрах за счет больших объёмов производства. Как говорят представители немецких компаний: «Будем надеяться, что проблемы во взаимоотношениях России, США, ЕС не перерастут в глобальный кризис, а то и конфликт интерконтинентального масштаба с применением ОМП».
А в чем же причина, спросит неискушенный читатель, что даже Бельгия (площадь Бельгии в 560 раз меньше площади России) и Швеция (население Швеции в 14 раз меньше населения России) вошли в данный список, а Россия нет? С места в карьер можно рапортовать об успехах программы импортозамещения. Не будем сбрасывать со счетов этот фактор, даже на фоне недавних новостей о задержке выплаты заработной платы на одном достаточно крупном арматурном заводе и налоговых претензиях к другому крупному производителю ТПА. Однако он явно играет меньшую роль, на наш взгляд, чем увеличившийся в страну импорт из Китая, речь, конечно, об импорте ТПА.
В условиях санкций от ЕС и США и ограничения на этом фоне инвестиций конечные потребители явно затянули свои пояса, свернув инвестпрограммы и решив, видимо, как в сказке, выжать по максимуму из имеющихся средств, по примеру богача из мультфильма «Жадный богач» (кому ближе народное творчество – по примеру главного героя армянской сказки «Жадный Вартан», который из одной шкурки решил получить не одну, а целых семь шапок).
Если года 4 назад среднерыночный ценник на стальной металлоуплотненный дисковый затвор Ду 500 Ру 25 с электроприводом был 12-15 тыс. евро с НДС, то теперь на конкурсах по закупке ТПА средний ценник на такой затвор составляет около 600 тыс. рублей, а это около 8 тыс. евро. Естественно, что 8 тыс. евро – это ценовой уровень арматуры, которая на 99-100 % произведена в Китае (1 % оставлен для случая, когда арматура была легализована через российский «завоз», простите, «новый завод», и реально добавленной стоимостью в ней является только цена шильдика, который, как мы видим (рис. 3), не всегда бывает металлическим.
Итак, незаметно мы подошли к другому фактору, который прямо послужил причиной роста импорта в страну из Китая на фоне сокращения импорта из ЕС (Германии и др.). Нелегкая ситуация в экономике страны, вытекающая из сокращения прямых инвестиций (да и портфельные инвестиции значительно сократились), губительно сказывается на новых проектах, их реализации и финансировании. Нет проектов – нет инвестиций – нет импорта хорошей арматуры из Германии и ЕС в целом.
P.S. Друзья, ушедший 2018 год без преувеличений был годом арматурных выставок в Германии: ACHEMA, DIAM, IFAT, VALVE WORLD, VALVES&PUMPS, и на всех этих выставках присутствовала МГ ARMTORG. В 2019 году нас также ожидают новые международные выставки, конечно, не в таком масштабе, как в 2018 году, но тем не менее как минимум DIAM в Лейпциге в марте мы обязательно посетим. Ждите наш репортаж!
N.B. Суждения по причинам того, что наша страна закупает мало (на фоне других стран) ТПА в Германииявляется личным мнением автора статьи и может отличаться от мнения редакции.