вид  
5 Марта 2021г, Пятница€ — 88.9421,  $ — 73.7864загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Плешков А.С. Борьба за скорость

29 Апреля 2020
Плешков А.С. Борьба за скорость
Перед вами следующая статья из второго номера журнала «Вестник арматуростроителя», в которой Андрей Сергеевич Плешков рассказал о пневмоприводах.

Пневматический привод или пневматический исполнительный механизм* трубопроводной арматуры – один из самых популярных и широко распространенных во всех отраслях промышленности привод ТПА.

Одной из главных особенностей пневмопривода, благодаря чему данный тип управления арматурой получил широкое распространение в промышленности, является быстродействие. Один и тот же типоразмер арматуры с пневматическим исполнительным механизмом осуществляет перестановку запорного органа из одного крайнего положения в другое на порядок быстрее, чем электрический**.

Данный фактор в ряде технологических процессов особенно важен и является определяющим как в выборе арматуры, так и в выборе исполнительного механизма или привода. Остановить технологический процесс за секунды и вывести технологическую установку в безопасный для персонала, экологии, оборудования режим – все это решается за счет арматуры с пневмоприводом.

Быстродействие пневматического исполнительного механизма зависит от двух параметров: скорости заполнения сжатым воздухом полостей пневмопривода и от объема самих полостей. Объем полостей закладывается на этапе конструирования и рассчитывается исходя от требуемых для конкретного изделия моментных характеристик.

Чем больший момент будет развивать пневмопривод, тем больший объем полостей необходимо заложить при проектировании. Для конкретного изделия данный объем является постоянным.

Плешков А.С. Борьба за скорость

Номинальная скорость перестановки выходного вала пневмопривода при номинальном моменте также определяется вышеуказанным объемом полостей. Быстрее данной скорости пневмопривод работать не может. По существу, инженерная задача обеспечения быстродействия арматуры с пневмоприводом – это поиск путей как можно меньше отклониться (замедлиться) от номинальной скорости пневмопривода, определенной его конструктивным исполнением.

Пневматическим исполнительным механизмом ТПА управляет внешняя пневматическая схема (рис. 1). Она состоит из ряда элементов, взаимодействие которых позволяет реализовать требуемые технологией функции для трубопроводной арматуры.

Нормально открытое или нормально закрытое положение, предопределенное положение при поступлении сигнала ПАЗ, блокировка положения ЗЭл-арматуры в зави симости от внешних сигналов – все эти функции арматуры реализуются за счет внешней пневматической системы управления пневмоприводом ТПА и его конструктивным исполнением (одностороннего или двухстороннего действия).

Одна пневматическая система управления может иметь до десятка пневмоэлементов. Каждый из данных пневматических элементов имеет индивидуальную пропускную способность. Таким образом, общая пропускная способность пневматической системы может быть значительно ниже требуемого расхода воздуха КИП, необходимого для обеспечения номинальной скорости пневмопривода.

Очевидно, что напрашивающимся путем решения данной технической проблемы является увеличение пропускной способности пневматических элементов пневмосистемы и таким образом недопущение «заужения» пневматической системы управления а, как следствие, замедление поступления необходимого для пневмопривода объема сжатого воздуха. Однако сразу выявляется несколько «но».

Плешков А.С. Борьба за скорость

Ряд пневматических элементов, например, электропневмопозиционер, имеет незначительную пропускную способность, и возможности применить иной типоразмер с большей пропускной способностью в общем случае не существует.

Иные пневматические элементы, например, распределитель, с большой пропускной способностью имеют большие габаритные и массовые характеристики. Их применение, очевидно, приведет к удорожанию конечного изделия и увеличению массогабаритных характеристик итогового изделия, что не является целесообразным.

Классическим и наиболее оптимальным вариантом решения проблемы сохранения быстродействия является введение в пневмосхему пневматического элемента – бустера (рис. 2). Систему пневматического управления условно можно разделить на две составляющие: силовую пневматическую цепь и пневматическую цепь управления. Бустер объединит две составляющие и позволит сохранить в пневматической системе управления необходимый расход даже при наличии в пневмосхеме элементов с незначительной пропускной способностью.

Бустер имеет вход и выход силовой пневматической линии с большим расходом, а также порт входа сигнала управления с незначительной пропускной способностью (рис. 3). Бустер выдает на выход давление воздуха КИП, пришедшее на вход сигнала управления с расходом, равным расходу на входе силовой линии. По сути, пневматический бустер получает сигнал (диапазон давлений) и выдает идентичный диапазон, но с большим расходом.

Плешков А.С. Борьба за скорость

Не очевидным, но потенциальным «узким местом» в рассматриваемой проблематике сохранения быстродействия является точка сброса давления из пневматической полости в атмосферу. Важно не только обеспечить необходимый расход при подаче в полость пневмопривода, но и быстрый сброс воздуха из противоположной полости пневмопривода двойного действия или беспружинной полости в пневмоприводе одностороннего действия.

В противном случае точка сброса воздуха в атмосферу превратится в фактическое «узкое место» системы и будет дросселировать воздух при сбросе, тем самым замедляя перемещения поршня, т. е. подаваться в исполнительный механизм воздух будет с необходимым расходом, соответствующим номинальной скорости исполнительный механизм, а сбрасываться будет с меньшим расходом, тем самым замедляя скорость перестановки поршня и, как следствие, запорного элемента ТПА.

Для предотвращения дросселирования при сбросе наибольшее распространение получило введение в пневмосистему клапанов быстрого выхлопа. Данное устройство позволяет пропускать поток воздуха в прямом направлении (при наполнении цилиндра), а при опустошении цилиндра – быстро сбрасывать воздух в атмосферу через порт с большой пропускной способностью.

Обычно клапан быстрого выхлопа размещают непосредственно у пневматической полости, чтобы уменьшить влияние на скорость дросселирования воздуха в пневматических трубках пневмолинии.

*Определения привода и исполнительного механизма, данные в ГОСТ 24856-2014 «Арматура трубопроводная. Термины и определения», в данном материале не учтены, т. к. не влияют на восприятие содержания. В рамках данной статьи нужно воспринимать термины «привод» и «исполнительный механизм» как слова синонимы.

**В данном примере сравнение происходит между пневмоприводом и электроприводом в стандартном (классическом) исполнении. Специальные исполнения электроприводов, такие как с пружинным возвратом, электрогидравлические приводы, в данном сравнении не учтены.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 2 (58) 2020


Метки трубопроводная арматура пневмопривод пневматический привод журнал запорная арматура Вестник Арматуростроителя привод приводная техника журнал Вестник арматуростроителя статьи

Смотрите также:
Поздравляем с Международным женским днем! Поздравляем с Международным женским днем!
Уважаемые друзья и коллеги! Медиагруппа ARMTORG и редакция журнала «Вестник арматуростроителя» поздравляют с Международным женским днем!
Фото недели: «Энергомашкомплект» развивает направление по экспорту трубопроводной арматуры Фото недели: «Энергомашкомплект» развивает направление по экспорту трубопроводной арматуры
Перед вами следующая часть рубрики «Фото недели». Сегодня предлагаем к просмотру фотографии с производства трубопроводной арматуры «Энергомашкомплекта», который подписал контракт на поставку запорной арматуры в Республику Узбекистан.
Завод «Современные кузнечные технологии получил свидетельство Российского морского регистра судоходства Завод «Современные кузнечные технологии получил свидетельство Российского морского...
Предприятие «Современные кузнечные технологии» получило свидетельство от Российского морского регистра судоходства о признании производства поковок для судового машиностроения.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)