вид  
18 Апреля 2024г, Четверг€ — 100.2787,  $ — 94.3242загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Алексинский завод «Тяжпромарматура» – ИСТОРИЯ длиной в 285 лет (часть 2)

9 Августа 2013
Продолжая рассказ об истории и жизни алексинского завода «Тяжпромарматура», сегодня мы повествуем о его становлении в арматуростроительной отрасли, в которой он и поныне занимает ведущие позиции по производству и поставкам промышленной трубопроводной арматуры. Итак...

В послевоенные годы появление и развитие в стране газовой отрасли ознаменовало новую ступень развития отечественного производства. На этом этапе Мышегский завод впервые взялся за изготовление арматуры для транспортировки природного газа. Впоследствии именно арматура для газовой промышленности займет львиную долю мощностей и объемов производства. Развитие новой сферы проходило под знаком острейшей конкурентной борьбы: зарубежные фирмы оказались быстрее в разработке новых инженерных решений и технологий и сразу захватили лидерство на рынке. Проблема заключалась еще и в том, что станкостроительная промышленность не удовлетворяла нужд тех отраслей производства, где требовались специальные станки, а качество выпускаемой продукции должно было находиться на достойном уровне. Поэтому инженерам приходилось самостоятельно модернизировать уже работающие металлообрабатывающие станки, чтобы они соответствовали их потребностям.

В начале 50-х годов за рекордно короткий промежуток времени завод освоил производство конусных кранов на газопроводы диаметром от 50 до 700 мм на давление 64 атмосферы. Стоит отметить, что подобную продукцию на тот момент производили только зарубежные предприятия, и Мышегский арматурный завод стал первенцем в освоении столь значимых и необходимых видов продукции тяжелого машиностроения для строящихся нефте- и газопроводов в СССР. - точка

Безусловно, технологическое развитие в те годы шло тернистым путем проб и ошибок. Так, одной из центральных проблем стало обеспечение герметичности арматуры, предназначенной для газа. Классическая конструкция задвижки для газовой арматуры не годилась – она приводила к большим потерям газа. Было принято решение делать конусные краны, но и этот тип конструкции оказался проблемным – зазоры между конусными поверхностями были слишком велики. Помогло инновационное решение инженеров заполнить пустоты специальной густой смазкой, которая не только обеспечила герметичность конструкции, но и снизила трение, что позволило уменьшить мощность и, как следствие, массу привода, управлявшего краном.

Тем не менее, конусные краны не могли обеспечить достаточно высокую пропускную способность газопроводов – конусная пробка сужала сечение газопровода на 30%.

В 60-е годы была разработана конструкция шарового крана. Запорным узлом теперь был шар правильной формы, а размер проходного сечения был равен диаметру трубопровода. Теперь появилась возможность увеличить диаметр газопроводов до 1400 мм и поднять давление до 80, а затем до 125 и 160 атмосфер.




Завод снова включился в конкурентную борьбу идей и технологий. И опять проблемой номер один стало отсутствие оборудования, необходимого для изготовления шаровых пробок. Специалисты завода сами спроектировали и собрали специальные станки, способные обработать сферическую поверхность. Но для крупномасштабного производства кранов этого было недостаточно. Благодаря поддержке газовой отрасли была закуплена партия токарно-шлифовальных сферообрабатывающих станков для обработки шаровых пробок диаметром до 700 мм. Мощности завода возросли, и это позволило удовлетворить потребности газовых предприятий.

В дальнейшем конструкторские и технологические решения, предложенные специалистами завода, а также успешное сотрудничество с предприятиями-партнерами позволили усовершенствовать производство шаровых кранов. Была повышена герметичность затвора, понижено трение, сокращено количество разъемных соединений, уменьшена масса арматуры за счет применения более совершенных приводов, применена новая конструкция блока дистанционного управления. Заводом были закуплены уникальные специальные станки, как у отечественных, так и у зарубежных станкостроительных фирм. В результате технического перевооружения все финишные операции производства деталей и узлов шаровых кранов осуществлялись на специализированных станках и обрабатывающих центрах, обеспечивающих высокую точность.




В 60-е годы началась третья масштабная реконструкция завода, которая полностью изменила профиль предприятия. Из полукустарного маломеханизированного производства завод постепенно становится крупным предприятием союзного значения.

В 1965 году продукция завода стала экспортироваться в 29 стран мира. Арматура с маркой МАЗ – Мышегский арматурный завод – была установлена на крупнейшем в Индии Бхилайском металлургическом комбинате, на высотной Асуанской плотине в Египте, на историческом и крупнейшем по тем временам в мире нефтепроводе «Дружба». За успешное выполнение плана семилетки несколько работников завода были награждены Орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Восьмой пятилетний план (1966-1970 гг.) предусматривал строительство магистральных газопроводов из Тюменской области, Узбекистана, Туркмении, севера европейской части России общей протяженностью 30 тыс. км. Освоение тюменских газовых месторождений потребовало разработки новой запорной арматуры.
В 1970 г. было освоено производство первых в СССР магистральных шаровых кранов Ду 150-1000 мм на повышенное давление в обычном и северном исполнении. Большим достижением завода и всего отечественного арматуростроения стал выпуск первых шаровых кранов Ду 1200 мм на давление 64 атм., весом 25 т.



" С февраля 1972 года предприятие получило новое и привычное сегодня для всех арматуростроителей имя - алексинский завод «Тяжпромарматура». "

За все время существования завода на нем сменилось множество руководителей и появились трудовые династии, общий стаж работы которых составляет от 300 до 600 лет! Благодаря труду, самоотверженной отдаче и стараниям каждого руководителя и рабочего в истории предприятия появлялись новые славные страницы.

Так, в период с 1978-1985 гг. директором завода был Владимир Васильевич Панченко. В числе ярких достижений того периода можно выделить создание единой системы управления и значительное повышение надежности выпускаемой трубопроводной арматуры, которая впоследствии получила почетный «Знак качества», которым отмечались предприятия, выпускавшие самую лучшую продукцию.



В 1980 году, помимо расширения линейки выпускаемой номенклатуры и повышения технического уровня производства, были сделаны крупные инвестиции в социальную сферу. Этот период ознаменовался благоустройством завода и реконструкцией тогда еще поселка арматуростроителей Алексина. Кроме этого, было построено и сдано в пользование городское общежитие для малых семей, новенький комплекс поликлиники, детский сад. В том же году был сдан в эксплуатацию санаторий-профилакторий «Жалка», который сегодня является главным спортивно-оздоровительным центром всего Алексина.

В 1982 году был реконструирован мост через реку Мышега. В настоящее время мост со львами является одним из символов города Алексина. За большой вклад в развитие отечественного арматуростроения коллектив завода был награжден, в числе прочего, Орденом Трудового Красного Знамени. Сам В.В. Панченко является кавалером орденов Почета, обладателем медалей «За доблестный труд», «Ветеран труда» и звания «Почетный гражданин города Алексина и Алексинского района».



" В ноябре 1992 года завод был приватизирован и стал акционерным обществом открытого типа – ОАО «Тяжпромарматура». "

На сегодняшний день Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры является крупнейшим в России специализированным предприятием по производству трубопроводной арматуры для различных отраслей промышленности. При сохранении традиционной продукции на предприятии постоянно расширяют номенклатуру, оперативно реагируя на требования рынка. В 1997 году было принято решение об освоении производства шиберных задвижек для нефтепроводов. Уже в ноябре того же года был изготовлен опытный образец на диаметр 350 мм абсолютно новой для завода номенклатуры, а весной 1998 г. после испытаний он был рекомендован в серийное производство. Специалисты и рабочие ОАО «Тяжпромарматура» шаг за шагом осваивали и совершенствовали выпуск шиберных задвижек, расширяя линейку новой продукции.




В начале 2006 года завод получил заказ на изготовление шиберных задвижек для стройки международного масштаба – нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан». Для этого проекта предприятие подготовило и освоило производство оборудования, аналогов которому ни в России, ни в мире до этого не было. Высочайшие требования к качеству, безопасности и экологичности проекта сформировали соответствующие требования к трубопроводной арматуре. Повышенные рабочие давления, высокие перепады на затворе (до 100 атм.), с сейсмостойкостью до 10 баллов по шкале MSK, эксплуатация в жестких климатических условиях – вот далеко не полный перечень требований к шиберным задвижкам, которые установил заказчик. Для этого проекта был выполнен огромный объем работ: найдены новые конструкторские решения, разработаны новые материалы, изготовлено и испытано новое оборудование. В кратчайшие сроки удалось спроектировать и создать опытные образцы шиберных задвижек DN 700; 800; 1000; 1200 мм, PN от 80 до 15 МПа для этого нефтепровода. Уже в конце 2006 года заказчику был отгружена первая партия новой арматуры.

Алексинский завод участвовал в становлении атомной энергетики СССР, поставляя запорную и предохранительную арматуру на все атомные станции, строившиеся как в СССР (Нововоронежская, Кольская, Ленинградская, Чернобыльская, Игналинская, Смоленская, Запорожская АЭС и др.), так и за рубежом, где возводились АЭС по проектам СССР («Ловииса» в Финляндии, «Козлодуй» в Болгарии, «Норд» в ГДР, «Пакш» в Венгрии и др.) Для изготовления арматуры на АЭС заводу пришлось провести серьезную подготовку специалистов и производства. Были освоены сложные способы сварки ответственных сварных соединений, их контроль разрушающими и неразрушающими методами. В дальнейшем методы контроля арматуры для АЭС были перенесены на арматуру для газовой промышленности.




В 2008 году после достаточно длительного перерыва на предприятии было возобновлено производство высокотехнологичной трубопроводной арматуры для АЭС. В этом же году предприятие осваивает широкую линейку арматуры для АЭС: клиновые задвижки до 24,5 МПа, клапаны обратные до 20 МПа. Новая продукция завода для атомной энергетики имеет более высокие показатели долговечности и надежности по сравнению с аналогами. Назначенный срок службы корпусных деталей составляет 50 лет, а быстроизнашивающихся – 10 лет; средняя наработка на отказ – 1400 циклов. В настоящее время конструкторы предприятия разрабатывают полную линейку обратных затворов с диаметром прохода от 300 до 1200 мм, рассчитанных на работу в диапазоне давлений от 2,5 до 12,5 МПа. Эта продукция предназначена для автоматического перекрытия трубопровода с целью предотвращения обратного потока рабочей среды в нефтепродуктопроводах, в технологических схемах перекачивающих станций и резервуарных парков.




" В 2010 году завод переименован в Закрытое акционерное общество «Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры». "

Свой 285-й день рождения алексинский завод ЗАО «Тяжпромарматура» отметил 2 августа. В этот же день алексинцы праздновали 665-летие родного города.

«Безусловно, мы планируем масштабные торжества, – рассказал представителям СМИ, в том числе порталу Armtorg, в ходе специально организованного пресс-тура на завод генеральный директор Игорь Владимирович Панченко. – Но ведь юбилей – это еще и повод подвести итоги, оглянуться назад и оценить свою работу. У нас славная история, ведь мы изготавливали оборудование для первой в России атомной электростанции, для первого полета Гагарина в космос, для Московского метрополитена. Сейчас на заводе реализуются два крупных проекта. У нас идет комплексная реконструкция сталеплавильного производства, а в ноябре в Суходоле откроется завод по изготовлению стальных штампованных заготовок. Объем инвестиций, вложенных в развитие, почти 10 миллиардов рублей».




Инвестиции направлены не только на повышение производственной мощности, но и на снижение техногенного воздействия на окружающую среду. Так, в рамках реконструкции литейного производства завершаются работы по монтажу системы регенерации формовочных смесей, которая позволит уменьшить количество образующихся производственных отходов, так называемой «горелой» земли. До 90 процентов отработанного песка и других компонентов будет возвращаться в производство. Это сократит затраты и сделает производство более экологичным.

Заботится предприятие не только о чистоте воздуха и воды в Алексине, но и о здоровье своих работников и их детей. Завод – один из немногих в России, кому удалось сохранить так называемые непрофильные активы. Это санаторий-профилакторий «Жалка», Дом культуры, заводской спортивный комплекс с бассейном и стадионом. Ветераны предприятия поправляют здоровье в заводском профилактории бесплатно, а летом работники завода отправляют туда на отдых своих детей за 30 процентов от стоимости путевки. Все алексинцы до 18 лет бесплатно посещают бассейн и занимаются в спортивных секциях.



Есть у алексинского завода и свои звездные воспитанники. Так, Артур Крымов в этом году стал серебряным призером чемпионата мира в Великобритании по карате-кекусинкай. Алексинец Андрей Тимошенко, который тренируется в заводском бассейне, выиграл чемпионат России по плаванию среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Заботясь о подготовке квалифицированных кадров, которая сегодня является проблемным вопросом для многих предприятий, завод дает целевые направления в техникумы и вузы, проводит обучение и профессиональную адаптацию выпускников на производстве, организует практику. Заводской учебный центр предоставляет на выбор 78 специальностей.

«Думаю, к 300-летию на заводе все будет хорошо, – говорит Игорь Владимирович Панченко. – За счет планомерной модернизации производства, кадровой и социальной политики мы рассчитываем сохранить лидирующие позиции на рынке запорной арматуры. По некоторым направлениям завод уже сейчас занимает до 70 процентов рынка».





На этом мы завершаем рассказ о славной истории завода, его судьбах, исторических вехах и датах. Предприятие с момента образования ставило своей целью обеспечение страны отечественной продукцией – начиная с чугунных труб и пушек 19 века и заканчивая современной и высокотехнологичной арматурой, которая не уступает, а пор4й и превосходит зарубежные аналоги по своим параметрам. В год 285-летия флагмана российского арматуростроения пожелаем всему коллективу и руководству предприятия новых побед, достижений и, конечно же, стабильного курса во всех планах и начинаниях, взятого еще в 1728 году, когда начался путь славного Мышегского завода, а ныне Алексинского завода тяжелой промышленной арматуры!

С юбилеем, Алексинцы! С праздником, дорогие друзья!
















Ознакомиться с 1 частью статьи "Алексинский завод «Тяжпромарматура» – ИСТОРИЯ длинной в 285 лет"

Ознакомиться с пресс-релизом празднования 285-летнего Юбилея Алексинского завода «Тяжпромарматура»


Источник: Тяжпромарматура-Алексин

Метки Тяжпромарматура шаровые краны Юбилей Игорь Панченко ВСТО пробковые шаровые краны Мышегский арматурный завод

Смотрите также:
Д. С. Липовецкий, ООО «Паровые системы». Пожалуйста, соблюдайте чистоту Д. С. Липовецкий, ООО «Паровые системы». Пожалуйста, соблюдайте чистоту
Один из самых распространенных элементов, который встречается в самых разных областях техники – это фильтр. В зависимости от области применения к фильтрам могут предъявляться самые разнообразные требования.
В Санкт-Петербурге открылся завод по производству полимерных фитингов «ОПК-Восход» В Санкт-Петербурге открылся завод по производству полимерных фитингов «ОПК-Восход»
Завод по производству полимерных фитингов «ОПК-Восход» запустили в Санкт-Петербурге. В торжественном мероприятии принял участие генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.
С площадки ООО «ТЕМПЕР» осуществлена поставка шаровых кранов DN600 по заказу ПАО «МОЭК» С площадки ООО «ТЕМПЕР» осуществлена поставка шаровых кранов DN600 по заказу ПАО «МОЭК»
Компания «ТЕМПЕР» осуществила поставку партии шаровых кранов больших диаметров по заказу ПАО «МОЭК».
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)