вид  
4 Декабря 2020г, Пятница€ — 91.1946,  $ — 75.1996загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

Доклад: в Государственной Думе приняты рекомендации по импортозамещению. Часть II.

9 Июля 2015
Продолжение. С частью I из доклада можно ознакомиться здесь

В РФ в настоящее время нет законодательной основы для создания подобных площадок. Во-первых, Закон РФ "О недрах" предусматривает опытно-промышленные работы только в целях достижения запланированных показателей разработки на рассматриваемом месторождении. Конечно, можно потом применить отработанные технологии и для других объектов, но это касается процессов разработки и добычи. Между тем, главные капиталовложения (50-60 %) приходятся на создание производственной инфраструктуры.

Требования к оборудованию и технологиям, применяемым для реализации технологических процессов добычи и транспорта, особенно в Арктических условиях, весьма высоки. Необходимо создавать законодательную основу для независимых испытаний в рамках многофункциональных полигонов для достижения требований энергетической, экологической и экономической эффективности, а также разработать технические регламенты проведения процедур испытаний и стандарты деятельности.

Нормативно-правовые критерии. Арктика - это специфический природный сегмент земного шара, вторжение в него требует создания особой нормативно-правовой базы, которая в нашей стране практически отсутствует. На текущий момент не существует правовой защиты арктической экосистемы, не продумана система создания арктических оазисов - наиболее уязвимых районов, законодательно защищенных от высоко-рискованной человеческой деятельности, не разработана гибкая система штрафов за пользование природными ресурсами, отсутствует налоговая система, стимулирующая эффективное проведение геолого-разведочных работ (далее – ГРР) в арктических условиях и т.д.

Подводя итог, можно сказать: ни с ресурсно-геологической, ни с экологической, ни с экономической, ни с технологической точки зрения Россия пока в полной мере не готова к широкомасштабному освоению ресурсов Арктики.


Освоение арктических кладовых "черного золота", несомненно, даст мощный положительный импульс всей экономики России: машино- и кораблестроению, созданию принципиально новых технических средств и технологий, развитию смежных отраслей народного хозяйства, поскольку ожидаемый объем инвестиций в развитие морского нефтегазового комплекса может достичь $110 млрд. Будет завершено формирование пакета основных нормативных актов морского недропользования, существенно укрепится позиция России на переговорах по разграничению арктических морских пространств с соседними государствами, развитие региональных центров арктической добычи обеспечит существенный рост экономики приморских субъектов федерации. Ожидается, что общий суммарный доход России от реализации стратегии освоения арктических месторождений нефти и газа составит, по некоторым оценкам, до $135 млрд. Приведенные доводы, с учетом необходимости освоения полезных ископаемых в Арктике в относительно далекой перспективе, требуют найти компромисс между сторонниками интенсификации процессов геологоразведки и разработки месторождений нефти и газа и сторонниками невмешательства в хрупкую природу Арктики.

В связи с этим интерес представляет концепция поэтапной стратегии освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа России, которая позволит эффективно и своевременно открывать и разрабатывать труднодоступные арктические месторождения нефти и газа, основываясь на собственном опыте и на отечественных научно-технических и технологических разработках, минимизируя при этом экологический ущерб арктической природной среды. Только с накопленным опытом работы в Арктике и современным, по меркам будущего времени, научно-техническим багажом можно будет уверенно приступать к поисковым, разведочным и добычным работам в центральных и северо-восточных районах Российской Арктики.

Таким образом, набранные темпы работ на шельфе, с одной стороны, внушают оптимизм. Но, с другой стороны, целый ряд нерешённых проблем могут не только затормозить данную деятельность, но и сделать её бессмысленной с экономической точки зрения и вредной - с экологической. Чтобы этого не произошло, как раз и необходим "общенациональный интегратор", который мог бы трезво взвесить все аргументы "за" и "против" и взять на себя принятие решений по конкретным проектам.

Зарубежный опыт освоения арктического шельфа. Проблема освоения углеводородов российского Севера в целом и континентального шельфа Арктики, в частности, в последнее время является одной из обсуждаемых проблем. Речь идет не только о целесообразности разворачивание работ на арктическом шельфе и их сроках, но и о способе их проведения: с иностранным участием или самостоятельно. В связи с этим важно проанализировать подходы в работе при освоении углеводородов в Арктическом районе ведущими мировыми государствами для поиска приемлемых и эффективных подходов при освоении месторождений углеводородов, применимых в использование для Российской Федерации.

Например, Норвегия в шестидесятых годах двадцатого века приступила к осваению шельфовых нефтегазовых месторождений с участием зарубежных корпораций и переделывая китобойные суда в буровые установки. В Норвежском континентальном шельфе бурение в поисках нефти было начато в 1966 г., после подписания соглашения, где шла речь о разделении участков Северного моря с Данией и Великобританией. За сорок лет были открыты больше 60 месторождений и пробурено 2992 скважин. У Норвегии не было опыта разведки в освоении нефтегазовых месторождений и нужных финансовых ресурсов, но перед ней стояла цель повысить общественную ценность национальных углеводородных ресурсов, и для этого нужно было создать действующую государственную политику комплексного управления ресурсами, а также привлечь частный капитал для использования высокотехнологического процесса по их освоению.

Основным принципом для Норвегии при использовании нефтегазовых ресурсов является то, что углеводороды это невосполнимый национальный ресурс. Мнение Норвежского правительства сводиться к тому, чтобы при использовании нефтегазовых ресурсов применялась максимизированная стоимость для этих ресурсов, также обеспечивался максимальный доход углеводородной промышленности для государства, учитывая нужды будущего поколения.

Используя опыт американских компаний, норвежцы стали ведущими в производстве бурового и подводного оборудования нефтедобычи, а также по хранению и услуг по обслуживанию. В 1972г. была создана государственная компания "Статойл". Участие этой компании и двух частных норвежских компаний "Норск Гидро" и "Сага Петролеум" обозначили ведущую роль Норвегии в нефтегазовой отрасли.

Зарубежные компании принимали важную роль в технологическом обеспечении компаний Норвегии при разработке шельфовых месторождений. Главной задачей для Норвегии было укрепление своих позиций, за счет увеличения внутреннего присутствия, путем принятия участие в государственных проектах.

В Великобритании также разрабатывали модель освоения углеводородных ресурсов шельфа Северного моря, привлекая лидирующие в этой сфере международные корпорации с их передовыми технологиями, но положительных результатов достигнуто не было. В Норвегии сейчас существует высокотехнологическая углеводородная промышленность, которая может составить конкуренцию на международном рынке, а в Великобритании этого не случилось.

Вероятно, это связано с тем, что в стране уже был достаточно высокий уровень ВВП, не требующий развития таких рискованных проектов, как добыча углеводородов в море. Норвегия, бывшая страной с преимущественно сельскохозяйственным производством, нуждалась в высокодоходной углеводородной промышленности, которая может составить конкуренцию на международном рынке. Опыт Норвегии берется как пример государствами других стран. Сейчас этому опыту следует китайский нефтегазовый сервисный рынок.

Для России в реализации арктических проектов может представлять интерес опыт первого проекта на канадском шельфе по освоению Хайбернии. Это месторождение находиться в Канаде в провинции Ньюфаундленд, в ее прибрежных водах.

Этот проект уникален, учитывая финансовые, политические и технические причины. Канада планирует занять достойное место в числе ведущих стран морской добычи нефти, а для этого требуется применять передовые технологии в прибрежных районах при северных условиях. Месторождение Хайберния находиться на восточном побережье Канады, и открыли его в 1979г. И только по истечению десяти лет Канада и провинция Ньюфаундленд заключила соглашение с нефтяными компаниями и смогла приступить к освоению этого месторождения. Очень важно, что государство обеспечивает финансовую компенсацию высоких рисков и разрабатывает подходы внедрению данного проекта.

Государство, поддерживая проекты, старается повысить уровень занятости канадцев и их квалификацию. Канадцам отводится 66% рабочих мест, а доля для канадских подрядчиков в общем объеме составляет 60%. Если сравнивать с Россией, требования для использования рабочей силы в Канаде более значительны, так как подкреплены финансовой государственной поддержкой. Суммы затрат на проект распределяются таким образом: 5,8 млрд. долл. инвестируют компании, 1,5 млрд. долл. инвестирует государство.

Шельф в Канаде относится к юрисдикции федерации (в России также). Федерация и провинция Ньюфаундленд заключило соглашение между собой, так как понимают, что объединение усилия властей принесет им взаимную пользу. Освоение углеводородных ресурсов шельфа проходит в рамках кооперативного федерализма. С самого начала внедрения проекта на шельфе федеральное правительство было направлено на достижение соглашений между провинцией Ньюфаундленд и Новой Скотией (на западе Канады) по вопросам управления углеводородных ресурсов совместно.

Опыт норвежских, английских и канадских государств по освоению углеводородных месторождений шельфа будет очень полезен для России. Сейчас для неосвоенных районов у отечественного бизнеса нет опыта и практических подходов к внедрению крупных проектов.


В 2006 году с упразднением так называемого "второго ключа" российские субъекты Российской Федерации были выведены из системы управления недрами, что привело к застою в развитии законодательных инициатив и частичной утрате рычагов воздействия на управление нефтегазоносными территориями. Однако пример Канады показывает, что органам власти пора пересмотреть свое отношение к этому вопросу.

При анализе в формировании подходов к реализации новых углеводородных проектов: в Норвегии, Гренландии, Ньюфаундленде (Канада) на северо-востоке Аляски (США) можно увидеть, что ни один из этих проектов не претворяется в жизнь без решения социально-экономических вопросов при развитии территории. Реализация проекта в освоении месторождения "Сновит" в норвежском районе Баренцева моря осуществилась благодаря региональному одобрению.

В настоящее время в освоении ресурсов Арктики в России множество проблем, решение которых, в первую очередь, должно решаться в рамках совершенствования государственного регулирования, направленного как на согласование интересов основных субъектов хозяйственной системы арктической зоны страны, так и на формирование устойчивого территориального развития этих территорий.
России нужно активно использовать положительный международный опыт в разработке нефтегазовых месторождений. Это поможет в успешной и эффективной модернизации нефтегазового комплекса страны, а также решит многие социально-экономические задачи.

О шельфе Каспийского, Черного и Азовского морей. По оценкам экспертов на Каспийском шельфе еще возможны открытия крупных месторождений. К примеру, месторождение имени Филановского стало одним из крупнейших среди открытых за последние 20 лет в России. Здесь многое будет зависеть от интенсивности поисково-разведочных работ компании ЛУКОЙЛ, которая давно работает в этом регионе.

Ресурсы шельфа Азовского и Черного морей на сегодня не рассматриваются компаниями в качестве особо привлекательных территорий. Прежде всего потому, что они требуют дальнейшего изучения, возможно с привлечением фундаментальной науки РАН. Во-вторых, на российской суше еще остаются территории с огромными перспективными запасами углеводородов, правда, их большая часть относится к трудноизвлекаемым запасам.

По оценке экспертов Минэнерго, стоимость строительства трансчерноморского газопроводного проекта "Турецкий поток"по дну Черного моря будет сопоставима с "морским" бюджетом бывшего проекта "Южный поток". Подводные работы по этому проекту оценивались в 17 млрд. евро. Однако европейским странам придется самостоятельно финансировать сооружение наземных подключений к "Турецкому потоку".

Участие государства в развитии шельфовых проектов. 2 мая 2015 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон №121-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (об особенностях предоставления права пользования недрами на участке недр федерального значения) (далее – Федеральный закон №121-ФЗ), согласно которому частные нефтегазовые компании получили право вести добычу полезных ископаемых на шельфе. В отношении недр Балтийского моря прекращает действовать правило, согласно которому разрабатывать новые месторождения могут только российские компании, имеющие не менее чем пятилетний опыт морской добычи и находящиеся под госконтролем (государственные компании "Роснефть" и "ГАЗПРОМ").
Как известно, коммерческие компании добиваются права вести добычу на шельфе с 2008 года, когда она фактически стала монополией "Газпрома" и "Роснефти". Частные компании были лишены права осваивать открытые месторождения на шельфе, даже если имели к этому времени право на геологоразведку. Теперь закон гарантирует им лицензию на добычу полезных ископаемых, но только в отношении акватории Балтики.

Пока Арктика остается на особом положении. По мнению экспертов, объяснение тому - более сложные условия разработки месторождений, нет готовой инфраструктуры и очень высоки экологические риски. Кроме того, у Арктики совершенно уникальное стратегическое значение, да и запасов нефти и газа на порядок больше.


Однако, либерализация добычи подстегнет развитие отрасли. Освоение новых месторождений оказывается все более затратным, и с этой точки зрения очень важно расширить возможности для привлечения частных инвестиций в добычу. Эксперты отмечают, что шельф, открытый для частных компаний, станет фактором повышения эффективности и в госкомпаниях, которым придется работать в более конкурентной среде. Следует заметить, что намерение Правительства РФ частично приватизировать "Роснефть" способствует обострению конкуренции на шельфе, однако при этом может быть снижена рыночная капитализация компании.

О налогообложении нефтегазового комплекса. Осенью 2013 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 30 сентября 2013 года №268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ".

Данный закон предусматривает возможность использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации углеводородного сырья, добытого на морском месторождении, продуктов его технологического передела, а также на работы (услуги) по его транспортировке. Поправки узаконили новый налоговый режим для месторождений шельфа, добыча на которых начнется не ранее 1 января 2016 года.

В частности, расширяются льготы при газодобыче на континентальном шельфе. Они коснутся компаний, не имеющих права на экспорт СПГ, произведённого из газа, извлечённого на новых морских месторождениях. Для них предлагается установить ставку НДПИ в размере 4,5%.
Кроме того, ставка в размере 1,3% будет действовать при добыче газа на участках, которые более чем на 50% расположены в акватории Чёрного мора, в северной части Охотского моря и южной части Баренцева. Ставка может применяться до 31 марта 2037 г.
Ставка в 1% распространится на компании, добывающие газ на большей части Карского моря, в северной части Баренцева и в Восточной Арктике.
Ставка НДПИ на новых морских месторождениях Азовского и большей части Балтийского морей будет равняться 30% от действующей, согласно Налоговому кодексу РФ. Данная норма действительна до 31 марта 2022 г.
Для морских месторождений, находящихся на большей части акватории Чёрного моря (на глубине до 100 м), в российском секторе Каспия, в Печорском и Белом морях, южной части Охотского (включая шельф Сахалина), ставка НДПИ на жидкие углеводороды составит 15%. Действие льготы продлено до 31 марта 2032 г.
Для сырья, добытого на глубоководных участках Чёрного моря (свыше 100 м), в северной части Охотского моря и южной части Баренцева, ставка должна равняться 10%. Норма будет актуальна до 31 марта 2037 г.
Ставка НДПИ составит 5% для жидких углеводородов, извлечённых в акваториях Карского моря, северной части Баренцева и в Восточной Арктике. Льгота действует до 31 марта 2042 г.
Для участков недр, лицензии на право пользования которыми выданы до 1 января 2009 г. и степень выработанности которых на 1 января 2015 г. меньше или равна 5%, будет действовать нулевая ставка НДПИ. Данная норма продолжит применяться до достижения накопленного объёма добычи - 35 млн т, но при условии, что срок разработки запасов не превышает 7 лет, начиная с 1 января 2015 г.
Кроме того, вводится ряд "послаблений", связанных с начислением и уплатой налогов на прибыль и имущество организаций, транспортного налога и т. д. Эксперты утверждают, что под льготный режим налогообложения попадают более 800 российских месторождений нефти.

Существующая система налогообложения добычи нефти посредством взимания НДПИ положительно себя зарекомендовала как с точки зрения простоты налогового администрирования, так и с точки зрения обеспечения стабильности поступлений доходов в бюджетную систему Российской Федерации. Недостатком системы взимания НДПИ является то, что он взимается вне зависимости от достигнутых финансовых результатов добычи нефти. Вследствие этого для разработки ряда месторождений, характеризующихся низкорентабельной добычей, существующий НДПИ по сути является фактором, препятствующим разработке.

Нефтегазовая отрасль имеет стратегическое значение для формирование доходной части бюджетной системы. Как отмечается в Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 01.07.2014 года, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов. В 2013 году налоговые доходы от нефтегазового сектора составили 10,9% ВВП, от других секторов экономики - 22,4% ВВП. Проведенный анализ свидетельствует о неуклонном росте доходов бюджетной системы Российской Федерации, получаемых от налогообложения нефти, - экспортной пошлины и НДПИ.

В тоже время в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства от 13.11.2009 № 1715-р, отмечается, что начальные запасы нефти уже выработаны более чем на 50 процентов, в европейской части - на 65 процентов, в том числе в Урало-Поволжье - более чем на 70 процентов. Степень выработанности запасов крупных активно осваиваемых месторождений приближается к 60 процентам. Это позволяет предположить, что дальнейшее сохранение объемов добычи нефти невозможно без разработки и внедрения мер, стимулирующих развитие низкорентабельных месторождений.

В условиях резкого падения цен на нефть на мировом рынке, обострения конкуренции на мировых рынках энергоносителей; замедления роста российской экономики при ухудшении геополитической ситуации; введения ограничений на доступ к ключевым зарубежным технологиям, оборудованию и международному капиталу для российского ТЭКа, государство должно предусматривать необходимую поддержку нефтегазовому бизнесу путем оптимизации налогообложения нефтяного комплекса для поддержания финансово-экономической устойчивости российских нефтяных компаний и сохранения текущих объемов добычи. Одной из таких мер поддержки может стать реформирование системы налогообложения добычи нефти.

Исходя из этого, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о целесообразности внедрения в российскую налоговую систему нового налога на добычу нефти, в основу которого будет положено налогообложение финансового результата добычи на конкретном месторождении.

По мнению экспертов Минэнерго, переход к системе налогообложения на основе финансового результата может позволить:

дополнительно изымать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти;
обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры;
учитывать изменения цены на нефть на мировом рынке, а также иные макроэкономические показатели.

Действующая фискальная система в большей мере подходит для сухопутных месторождений, но не для шельфа, поскольку в рамках крупных морских проектов приходится осуществлять гигантские капиталовложения, не получая в первые годы никаких доходов. И даже после начала добычи в течение нескольких лет сумма расходов превышает прибыль. И лишь благодаря долгосрочности таких проектов компании обеспечивают их окупаемость.

Однако, если начинать взимать налоги сразу после появления первой нефти (как этого требует нынешнее законодательство РФ), то период окупаемости сильно растянется. Поэтому для морской добычи необходима схема, согласно которой налогом облагались бы не текущие доходы, а аккумулированная прибыль. Это позволило бы значительно сократить срок возврата вложений, а, значит, повысило бы инвестиционную привлекательность проектов. В этом случае даже в условиях дешевеющей нефти шельфовые проекты могли бы конкурировать с другими углеводородными активами.

В марте с.г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания, организованные Комитетом по бюджету и налогам и посвященные обсуждению законодательной инициативы Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации", согласно которому предлагается дополнить Налоговый кодекс Российской Федерации новой главой 26.6 "Система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти".

Поддержав указанный законопроект, участники слушаний пришли к выводу, что законопроект может стать правовой основной для проведения эксперимента по реформированию системы налогообложения добычи нефти. Предложено считать целесообразным провести пилотный проект по внедрению системы налогообложения на основе финансового результата, при этом критерии отбора проектов и перечень самих проектов, в отношении которых будет проводиться эксперимент, должны быть включены в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В ближайшее время после согласования позиций заинтересованных министерств законопроект в уточненной редакции планируется направить в Правительство РФ.

Часть III из доклада об Арктическом шельфе. О санкциях, программах и путях их преодоления.

Метки импортозамещение Приразломная Арктический шельф

Смотрите также:
«Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Казань-2020». Фоторепортаж от медиагруппы ARMTORG «Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Казань-2020». Фоторепортаж от медиагруппы...
Сегодня в Казани пройдет заключительный день 20-й международной выставки «Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Казань». Медиагруппа ARMTORG предлагает к просмотру фоторепортаж о событии.
Фото недели: ТД «Воткинский завод» поддерживает высокое качество трубопроводной арматуры Фото недели: ТД «Воткинский завод» поддерживает высокое качество трубопроводной арматуры
В рубрике «Фото недели» сегодня представляем вашему вниманию фотографии нового оборудования, приобретенного Торговым домом «Воткинский завод» в целях поддержания высокого качества выпускаемой трубопроводной арматуры.
Регулирующая арматура НПО «Регулятор» подтвердила соответствие требованиям ТР ТС Регулирующая арматура НПО «Регулятор» подтвердила соответствие требованиям ТР ТС
24 ноября 2020 года завод «Регулятор» получил сертификаты соответствия регулирующей арматуры требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)