вид  
25 Апреля 2024г, Четверг€ — 98.9118,  $ — 92.5058загрузить приложение Armtorg.News для Андроидзагрузить приложение Armtorg.News для iphone

На заседании Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» были рассмотрены вопросы объемов, структуры и перспективы поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынок Восточной Европы

20 Мая 2016
19 мая 2016 года в Москве состоялось девятнадцатое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть», в ходе которого обсуждались объемы, структура и перспективы поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынок Восточной Европы.

В работе Экспертного совета от ОАО «АК «Транснефть» приняли участие вице-президент Сергей Андронов, вице-президент Михаил Маргелов, заместитель вице-президента - директор департамента учета и планирования грузопотоков Игорь Кацал, заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимир Назаров.

Кроме того, в мероприятии участвовали начальник отдела транспортировки нефти и нефтепродуктов Министерства энергетики РФ Александр Богатырев, первый вице-президент, заместитель председателя правления ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа» Михаил Темниченко, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов, председатель подкомитета по моторному топливу ТПП РФ Наталья Шуляр, а также ведущие отраслевые эксперты.

Обращаясь с приветственным словом к участникам заседания, вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Михаил Маргелов отметил, что заявленная тема актуальна не только для компании, но и для всего российского ТЭК. ОАО «АК «Транснефть» гарантирует экспортные поставки нефти, отвечающей критериям, предъявляемым к маркерным сортам, а также стабильные показатели качества, надежность, развитую инфраструктуру и удобное расположение экспортных терминалов - отметил он.

Михаил Маргелов назвал символичным то обстоятельство, что через неделю в Словакии, в г. Братиславе, состоится пятое заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти – организации, которая объединяет основных игроков на рынке транспортировки нефти в Европе, а теперь и в Азии – в организацию планирует вступить «Китайская национальная нефтяная компания». ОАО «АК «Транснефть» также является полноправным членом этой организации.

Выступая с докладом о качестве нефти, заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацал сообщил, что формирование российских экспортных сортов в магистральной системе осуществляется в основном в двух направлениях. Первое направление – западное: порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, нефтепровод «Дружба». Данные четыре направления формируются из ресурсов Западной Сибири, Урало-Поволжья и ресурсов северных производителей. В восточном направлении идет уже известный на рынке сорт ESPO («Восточная Сибирь – Тихий океан») – на порт Козьмино и в направлении Китая.

Вопросы структуры поставок, маршрутов и качества нефти, по мнению компании, совершенно оправданы и объективно в последние 5-6 лет интересуют рынок, подчеркнул Игорь Кацал. Он пояснил, что за последние годы создан профицит в системе магистральных нефтепроводов. Если еще до 2010 года нефтяные компании испытывали дефицит пропускных мощностей экспортных поставок, то с запуском двух проектов на востоке – ВСТО и порт Козьмино – и одного проекта на западе – БТС-2 с выходом на порт Усть-Луга – данная проблема решена.

Игорь Кацал также отметил, что осуществляется транспортировка не просто «трубной» нефти, а нефти малосернистой, легкой и в достаточно больших количествах. «Это влияет на все четыре указанных западных направления. Оказывает достаточно серьезное влияние в части изменения этих качественных параметров. Зачастую увеличение содержания серы трактуется как ухудшение качества. Хотя, по нашему мнению, и по мнению других экспертов, сера - такой же продукт, как бензин и дизтопливо, и совсем не значит, что повышенное ее содержание в нефти будет серьезно сказываться на конечной цене этого продукта» - подчеркнул заместитель вице-президента.

Качественные параметры, которые формируют и экспортные параметры, и качество нефти, которую ОАО «АК «Транснефть» поставляет сегодня на все НПЗ России, формируются в соответствии с документом, который утверждает Минэнерго РФ – Схема нормальных технологических грузопотоков. Это происходит уже в течение более 20 лет, пересматривается схема в последние годы достаточно часто. Существующие параметры качества по содержанию серы на западных направлениях: экспортные сорта «Юралс» (Приморск) максимальный норматив по содержанию серы 1,55%, «Юралс» («Дружба») - 1,7%, Новороссийск - 1,5%, Усть-Луга – 1,7% и малосернистый поток – компания сохранила его при существующих непростых условиях – сорт Siberian Light, перенесен из порта Туапсе в Новороссийск.

В восточном направлении также ведется поставка малосернистого сорта, который соответственно классифицирован по отраслевому ГОСТу.

Игорь Кацал проинформировал участников заседания о структуре поставок в региональном разрезе. Так, по его словам, высокосернистые ресурсы Татарстана и Удмуртии попадают и в экспортное направление (Приморск, Усть-Луга), и в направлении Новороссийска. Ресурсы Поволжья, Самарской области также идут в направлении Новороссийска по нефтепроводу «Дружба». Ресурсы Башкирии поставляются и в направлении Приморска, и в «Дружбу», Усть-Лугу, и в Новороссийск.

В восточном направлении формируется отдельный поток малосернистой нефти, в двух направлениях идет экспорт малосернистой нефти сорта «ВСТО» - на Китай и через порт Козьмино.

«Если мы видим, что сорт ВСТО – малосернистый, и 50% это уже теперь ресурсы Восточной Сибири, 16% - ресурсы Центральной Сибири и 34% - ресурсы Западной Сибири. Как правило, эти все ресурсы малосернистые». Западное направление – «Юралс»: 65% - Западная Сибирь, 31,6%- высокосернистая нефть трех регионов (Татарстан, Башкирия, Поволжье) и 3,2% - ресурсы Коми. Данные цифры зафиксированы по системе по состоянию на 2015 год - сообщил Игорь Кацал.

«Мы не драматизируем ситуацию и не сгущаем краски, хотя часто нас в этом упрекают. Однако с 2009 года количество высокосернистой нефти с содержанием серы от 1,8% и до 4,5% – это максимальный показатель серы в системе» - подчеркнул Игорь Кацал.

Все регионы добычи нефти с высоким содержанием серы ориентированы только в западном направлении. Все это количество высокосернистой нефти сегодня частично перерабатывается на НПЗ РФ, а частично вовлекается в поток российской экспортной смеси «Юралс» - добавил он.

По словам Игоря Кацала, динамика приема малосернистой нефти также положительна, как и динамика по «высокой сере». Увеличение экспорта малосернистой нефти также неуклонно растет, как и сами ресурсы, которые компания принимает в систему. Остальная часть перерабатывается на заводах – вся восточная группа НПЗ – это малосернистые заводы (Омский НПЗ, Ачинский, Ангарский, Хабаровский, Комсомольский НПЗ). На западном направлении не так много заводов и самый крупный из них – Волгоградский НПЗ - отметил Игорь Кацал.

Говоря о качественной составляющей в целом по системе ОАО «АК «Транснефть», которая является основой для формирования экспортных потоков, Игорь Кацал сообщил, что с 2009 года выросло содержание серы с 1,25% до 1,3%, а также по плотности всех сортов нефти в целом по системе зафиксирован рост с 859 до 861 килограмма.

В настоящее время объемы высокосернистой нефти, которые имеются в магистральной системе ОАО «АК «Транснефть», поставляются только в западном направлении, за исключением тех объемов, которые компания перенаправляет с западного направления на восточное (около 4 млн т башкирской нефти перенаправляется с целью компенсации и стабилизации качества нефти в системе). Высокосернистая нефть распределяется в направлении Казахстана и группы малых заводов в Западной Сибири.

Компания фиксирует ежегодный прирост высокосернистой нефти до 2,5 млн т в системе. Кроме того, вырос прием нефти с осложненными геологическими характеристиками, а также нефти с аномальными качественными параметрами (высокая плотность при низком содержании серы). Также прогрессирует фактор старения месторождений, увеличился объем переработки и отвод малосернистой нефти в восточном направлении, на восточные заводы. Помимо этого, выросло количество высокосернистой нефти, подмешиваемой в потоки экспортного направления.

«Положение в магистральной системе контролируется, мы проводим необходимые мероприятия – перенаправление высокосернистой нефти в восточном направлении, в потоки, которые имеют «запас» по параметрам содержания серы» - подчеркнул Игорь Кацал.

Кроме того, компания реализует инвестпроекты по формированию новых центров компаундирования (в настоящее время их около тридцати в системе нефтепроводов), осуществляет автоматизацию для стабилизации параметров по качеству, строит новые резервуарные парки в этих целях. «Все необходимые мероприятия, чтобы стабилизировать серу, как на экспортном направлении так, и в направлении российских НПЗ, мы осуществляем» - отметил он.

Игорь Кацал напомнил, что в 2014 году было принято решение правительства РФ о стабилизации качества на НПЗ на уровне 2014 года, а весь прирост высокосернистых объемов компания вынуждена направлять на экспортные потоки. В этой связи имеется повышательная динамика в части высокосернистой нефти.

ОАО «АК «Транснефть» предлагает в этих условиях сформировать новый сорт нефти с рабочим названием Urals Heavy. Объем соответствующей высокосернистой нефти, который компания готова уже сформировать в этих целях, с содержанием серы 2,3% - до 30 млн тонн. «Именно этот показатель будет, по нашему мнению, выделен из сорта «Юралс» в высокосернистую составляющую. Не всю, а частично, потому что всего порядка 60 млн тонн в экспортных направлениях. Здесь 30 млн тонн, но это уже значительный объем для того, чтобы не только стабилизировать ситуацию по экспортным направлениям, но и улучшить это качество». Регионами формирования потоков нефти нового сорта станут предположительно: Ульяновская область, Оренбургская Самарская, Башкирия, Татарстан и Удмуртия - пояснил он.

Данное предложение ранее было представлено в Минэнерго РФ. У России в этом случае будет уже четыре сорта для поставки по нефтепроводам: «ВСТО», Siberian Light, сернистый сорт Urals с базисом в Приморске и далее Новороссийск и «Дружба» и высокосернистый сорт – Urals Heavy.

По мнению компании, это оправданная мера, и она окажет серьезное влияние на экономические показатели. «Те меры, которые мы предлагаем для формирования нового сорта - не только стабилизируют, но и улучшат качественные параметры в Приморске, «Дружбе», Новороссийске. Экономические показатели нефтяных компаний также значительно возрастут» - отметил Игорь Кацал.

ОАО «АК «Транснефть» совместно с СПбМТСБ создали и утвердили дорожную карту, в рамках которой проводятся мероприприятия, чтобы помочь рынку: стабилизировать качество в Приморске, прежде всего, сформировать хороший стабильный сорт, чтобы он стал бэнчмарком.

«Мы готовы к любым вызовам рынка и предложениям нефтяных компаний» - заключил Игорь Кацал.

В свою очередь, вице-президент Сергей Андровнов подчеркнул, что Urals Heavy – это рабочее название предполагаемого нового сорта нефти. «Пока это идея, которая позволит стабилизировать качество на НПЗ России, а также на основных экспортных потоках», - отметил он. Решение будет принимать правительство РФ и Минэнерго РФ по итогам анализа тех данных, которые ежеквартально предоставляются ОАО АК «Транснефть» - об изменении качественного состава нефти при поставках на экспорт и на НПЗ Российской Федерации.

ОАО «АК «Транснефть», стабилизируя качество и потоки нефти, которые идут на российские заводы и экспорт, видит, что ситуация подталкивает к решению проблемы качества. «Надеемся, что мы получим российский сорт нефти, который будет успешно продаваться через инфраструктуру, созданную компанией «Транснефть» - отметил Сергей Андронов.

Заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимир Назаров в ходе заседания представил доклад по структуре экспорта российских нефтепродуктов. По данным на 2015 год при первичной переработке нефти в 282 млн т произведено 76 млн тонн дизельного топлива, 39 млн тонн автомобильного бензина и порядка 10 млн тонн авиатоплива.

Практически весь авиационный керосин остается в РФ, как и автобензин, и только дизельное топливо является экспортным продуктом – внутреннее потребление на уровне 32 млн тонн, порядка 34-35 млн тонн дизеля экспортируется - сообщил он.

Владимир Назаров отметил, что все крупные НПЗ сосредоточены в западной части РФ. К системе магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) подключены не все НПЗ России, а в основном те, которые находятся в западной части. На 20 НПЗ России перерабатывается более 70% нефти, из этих заводов неподключенными к системе остаются четыре – Туапсинский, Ангарский, Комсомольский и Волгоградский. Волгоградский НПЗ будет подключен к системе МНПП в рамках реализации проекта «Юг» - добавил заместитель вице-президента.

По магистральной системе транспортируется порядка 25% от общего объема производства светлых нефтепродуктов. Если динамика производства стабильна на уровне 125-126 млн тонн светлых нефтепродуктов, то на долю транспортировки трубопроводным транспортом приходится 25% от этого объема, остальное транспортируется другими видами транспорта (железная дорога, автомобильный и водный транспорт) - уточнил он.

Примерно три четверти объема транспортировки приходится на экспортные направления, что является следствием преимущества трубопроводных поставок перед другими видами транспорта: по магистральной системе нефтепродукты транспортируются на большие расстояния, дешевле и большими партиями. Поэтому система МНПП привлекательна для российских производителей при экспорте светлых нефтепродуктов.

Основное направление при поставках нефтепродукта трубопроводным транспортом - это Приморск. Данное направление компания активно развивает и будет расширять в будущем, при этом сокращая объемы зарубежных портов и пунктов потребления. По железной дороге фиксируется сохранение объемов поставок на Прибалтику - заметил Владимир Назаров.

ОАО «АК «Транснефть» стремится к тому, чтобы представлять экономически более привлекательное направление – российские порты - пояснил он.

Владимир Назаров также сообщил, что с мая 2016 года ОАО «АК «Транснефть» возобновляет поставки трубопроводным транспортом в направлении Украины. Поставки не осуществлялись последние два года, и теперь урегулированы все вопросы с украинской и белорусской сторонами.

«Но это не снижает ресурсную базу для российских портов. Наша основная создать такие экономические условия для российских производителей, чтобы им было, в первую очередь, экономически выгодно иди в российские порты» - подчеркнул Владимир Назаров.

Он также сообщил, что с проектных 9 млн т в 2013 году, компания уже в 2016 году ожидает поставок нефтепродуктов на Приморск на уровне 15 млн т, при этом ожидается сокращение поставок на порт Вентспилс до 2 млн тонн – это почти трехкратное снижение за последние три года.

«Практически мы видим, что это перенаправление потоков. В этом и есть смысл – мы создали привлекательные условия для российских производителей, не вводя при этом каких-либо ограничений по доступу к системе нефтепродуктопроводов» - подчеркнул он.

Говоря о реализуемых проектах, Владимир Назаров отметил, что в 2016 году проект «Север» достигнет 15 млн тонн в части перевалки. Компания ставит задачу к 2020 году расширить проект «Север» до 25 млн тонн, чтобы создать еще более оптимальные условия для российских нефтяных компаний и еще больший объем продукта перенаправить в российские порты. В 4 квартале 2016 года должна завершиться реализация проекта «Север-15», в рамках которого идет сегодня расширение мощностей.

Вторым проектом по развитию экспортных мощностей РФ является «Юг», в рамках которого будет осуществляться экспорт через порт Новороссийск. Реализуется проект также поэтапно, и в конце 2017 года Волгоградский НПЗ завод получит возможность транспортировать по системе свой продукт в порт Новороссийск.

Большая часть проектных работ в настоящее время выполнена, отметил Владимир Назаров. Участок Волгоград – Новороссийск будет обеспечивать 6 млн тонн транспортировки, начиная с 2018 года, и уже в период с 2017 года по 2020 год будет реализовываться проект «Самара-Волгоград» с расширением участка от Волгограда до Новороссийска до 11 млн тонн. «То есть в конечном итоге в Новороссийск планируется поставлять 11 млн тонн дизельного топлива с подсоединением к общей системе магистральных нефтепродуктопроводов» - отметил Владимир Назаров.

Пресс-служба МЦ Armtorg по материалам «АК «Транснефть»

Метки Транснефть Дружба Михаил Маргелов Наталья Шуляр Владимир Назаров Александр Богатырев Игорь Кацал Юралс НПЗ России

Смотрите также:
XII российский международный энергетический форум (РМЭФ). Фоторепортаж медиагруппы ARMTORG XII российский международный энергетический форум (РМЭФ). Фоторепортаж медиагруппы ARMTORG
В Санкт-Петербурге начал свою работу XII российский международный энергетический форум (РМЭФ). Участники продемонстрируют новейшие разработки, направленные на совершенствование энергетической отрасли.
Медиагруппа ARMTORG. В Москве состоялась IX Международная научно практическая конференция «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие» («Дальний Восток и Арктика – 2024») Медиагруппа ARMTORG. В Москве состоялась IX Международная научно практическая...
В Москве, в Торгово-промышленной палате РФ, 5–6 марта 2024 года прошла IX Международная научно-практическая конференция «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие» («Дальний Восток и Арктика – 2024»).
Итоги 10-го ежегодного международного юбилейного «СПГ Конгресса Россия 2024» Итоги 10-го ежегодного международного юбилейного «СПГ Конгресса Россия 2024»
Со 2 по 3 апреля в отеле «Балчуг Кемпински» города Москвы успешно прошел 10-й ежегодный международный юбилейный СПГ Конгресс Россия
2024, организатором которого является консалтинговая компания Vostock Capital. Мероприятие уже десять лет...
Последние добавления библиотеки(Предложить книгу)